Искусство 1720-х годов - середины XVIII века.

 

В архитектуре заметны тенденции усложнения пластической обработки объемов — щедро применяются живописные, лепные и керамические украшения. Особенно развиваются изысканной формы обильно украшенные лепкой и живописью высокие фронтоны над галлереями, притворами и на фасадах зданий. Фронтонами и лепкой украшаются не только вновь строящиеся, но и древние сооружения. Монументально-декоративное искусство также становится утонченным, пышным, красочным, в нем ярче выступают, порой даже в ущерб монументальности, новые живописные черты. Иконопись, росписи, портреты становятся декоративнее, пронизываются пафосом величия и репрезентативности.

В архитектуре начало нового этапа положено восстановительными работами в Киево-Печерской лавре после пожара 1718 года. Новые художественные вкусы, воплощенные в лаврских постройках и росписях, оказали решающее влияние на весь ход развития искусства 20—50-х годов XVIII века. Над Успенским собором возводятся громадные фронтоны, возвышающиеся какой-то причудливой декорацией на всех фасадах, в них своеобразно переплетается барочная пышность с народной красочностью. Лепные орнаментальные украшения, главным образом растительного характера, иногда сплошь покрывают не только фронтоны, но окаймляют окна, ниши и медальоны с живописью. Для сочного и очень пластично исполненного орнамента почти всегда делают яркий, цветной фон, чаще всего синий или бирюзовый. Белые орнаменты, яркие живописные вставки, цветные керамические розетки и головки херувимов придают жизнерадостность зданиям этого периода

В лавре восстанавливаются Успенский собор и Троицкая надвратная церковь, их фасады украшаются в народном духе лепкой по бирюзовому фону в виде гирлянд и полотенец. Над жилыми корпусами возводятся декорированные лепкой фронтоны. Остальные киевские монастыри, подражая лавре, спешат обогатить свои ансамбли новыми постройками, а существующие — лепным декором. В Никольском и Богоявленском соборах, в древнем Софийском соборе над притворами возводятся фронтоны причудливых очертаний, покрытые сплошным ковром орнамента.

В 1744—1748 годах недалеко от Софийского собора сооружаются главные ворота — брама Заборовского— и восстанавливается после пожара колокольня. Этими работами руководит приехавший из Петербурга архитектор И. Г. Шедель. При восстановлении колокольни ее фасады были обогащены лепными орнаментальными и сюжетными рельефами. На восточном фасаде были помещены барельефы с изображением князя Владимира Святославича и апостола Тимофея и сделан фриз с различными орнаментальными мотивами и среди них — маски богов античной мифологии. Первоначально ее стены были окрашены в синий цвет, на котором сверкала белизной лепка. Пластическую выразительность архитектуры колокольни создают многочисленные глубоко врезанные, обрамленные наличниками и лепными гирляндами ниши, сочные пилястры, сложные очертания порталов, как бы наложенных один на другой, создающих многоплановость и большую светотеневую игру. Но, пожалуй, наиболее полно принципы украинского барокко с его народной жизнеутверждающей основой выявились в небольшом сооружении — браме Заборовского. Первоначально она состояла из симметрично поставленных по бокам проезда двух помещений — кордегарий, объединенных сводчатым перекрытием, а со стороны въезда была оформлена колоннами с высоким фронтоном красивого рисунка. Брама поставлена с небольшим отступом от улицы, так что перед ней образуется небольшая трапециевидная площадка. Парные колонны по сторонам проезда поставлены в полукруглых нишах в двух планах, благодаря чему они всегда четко вырисовываются. Над проездом возвышается фронтон, сплошь покрытый орнаментальной лепкой мастерски нарисованных аканта и пальмет, в которые очень хорошо вкомпонованы маски и герб митрополита Заборовского.

Архитектура Киева оказывает влияние прежде всего на близлежащие районы. В Барышевке, под Киевом, в церкви, построенной в XVII веке, фронтоны покрываются лепкой, подобно фронтонам киевских зданий. В Переяславе, в Вознесенском соборе (1700,) лепниной украшают торцовые грани над порталами, а фриз барабана купола — растительным орнаментом и выразительными, напоминающими античные масками. После пожара 1734 года восстанавливается также и собор Мгарского монастыря, интерьеры и фасады которого получают новое выражение благодаря лепным украшениям. Между западными башнями возводится притвор с сочной лепкой хорошего рисунка. Лепные орнаменты покрывают стены здания только в определенных местах — над порталами, вокруг окон и на фронтонах.

Стремление усилить праздничность, нарядность было общей тенденцией искусства того времени. Преображенская церковь в Сорочинцах (1732) хотя и свободна от влияния киевской архитектуры, тем не менее близка ей именно обилием орнаментального декора.

В орнаментах сорочинского храма своеобразно сочетаются классические ионики и бусинки с народными элементами, взятыми из вышивки и резьбы по дереву. Сорочинский храм состоит из центрального квадратного помещения, к которому крестообразно примыкают четыре граненых объема. Между ветвями креста во входящих углах устроены четыре более низкие камеры. Таким образом, по плану здание принадлежит к типу крестовых девятикамерных храмов. Первоначально церковь имела девять куполов, но после пожара 1811 года четыре главы на нижних объемах были сняты и церковь стала пятиглавой. Фасады здания на уровне хор украшает орнаментальный фриз, карниз которого имеет порезку в виде ионик и пояс антропоморфных мужских и женских символических фигурок. Благодаря плоскому рельефу и отсутствию цветного фона лепные украшения кажутся очень легкими, ажурными и придают архитектуре храма нарядность. Интерьер церкви отличается своеобразием благодаря отсутствию росписей. Белые стены как нельзя лучше оттеняют небывалую роскошь позолоченного резного иконостаса, поднимающегося на семнадцатиметровую высоту.

 

 

Вывод
Вертикальные ярусные башенные композиции постепенно вошли в практику храмового зодчества и стали основными в архитектуре «украинского барокко». Начиная с 70-х гг. XVII в. на Украине строительство православных церквей осуществлялось украинскими мастерами совместно с русскими зодчими. Ранее других появились башенные и многобашенные каменные церкви на основе традиционных трехкамерных структур. Строительство их осуществлялось гл. обр. в Слободской Украине, Черниговском крае, Киеве. Эти памятники отличались характерным для русской архитектуры того времени декоративным оформлением, «узорчатостью» внешнего убранства, напр. Феодосьевская церковь на Печерске в Киеве (1698–1700), Покровский собор в Харькове (1689), (Р) Воскресенская церковь в Сумах (1702), Михайловская церковь в с. Полонки Черниговской обл. (1760–1770).

Позднее интенсивное развитие получил тип крестовой одноглавой и многоглавой каменной церкви, ставший наиболее предпочтительным для построения, прежде всего кафедральных и монастырских соборных храмов. Он представлял собой пятикамерное сооружение нередко с дополнительными ячейками по углам, в плане образующее крест. Боковые стороны креста обычно имели граненую, реже полуциркульную форму и вместе с апсидой создавали в плане форму тетраконха. Первая такая церковь на Украине была построена на Волыни по заказу киевского воеводы Адама Киселя — крестовый пятиглавый каменный Успенский храм в Низкеничах (1635).

Широкое распространение крестовые храмы получили в Украине в 1660–1780 гг.: пятиглавый ярусный Николаевский собор в Нежине (1668–1670), Троицкий собор Густынского мон-ря (1672–1676, с. Густыня Черниговской обл.), Спасо-Преображенский собор в г. Изюм Харьковской обл. (1684), однокупольная Ильинская церковь на Подоле в Киеве (1692), Георгиевский собор Выдубицкого мон-ря в Киеве (1696–1701), Спасо-Преображенский собор в с. Прилуки Черниговской обл. (1710–1720), Екатерининская церковь в Чернигове (1715), собор Рождества Богородицы в г. Козелец Черниговской обл. (1752–1763, архитекторы А. В. Квасов, И. Г. Григорович-Барский — декоративное оформление) и др. Замечательными образцами крестовых храмов в стиле «украинского барокко» являются надвратные Всехсвятская церковь на Экономических воротах Киево-Печерской лавры (1696–1698) и Петропавловская — Густынского мон-ря (1693–1708).

В кон. XVII — сер. XVIII в. повторной (после реконструкции времени свт. Петра (Могилы) и Сильвестра (Коссова)) реконструкции подверглись главные святыни Киева — Успенский собор Киево-Печерской лавры (1722–1729), Софийский собор, Михайловский Златоверхий собор. Были изменены их внешние формы, фасады украшены лепными и живописными барочными декорациями, увеличилось число венчающих глав, завершения получили причудливые барочные очертания. В древние церковные комплексы были включены новые постройки колоколен, коллегий, служебных корпусов, ворот и др., архитектура которых носила репрезентативный, праздничный характер. Во внешнем оформлении сооружений применялись орнаментальные сюжетные рельефы на ярко-синем, голубом или бирюзовом фоне, поливные керамические розетки, головки ангелов, геральдические композиции.

Яркая и жизнерадостная барочная декоративность в значительной мере была присуща как украинской архитектуре, так и изобразительному искусству этого времени. Вместе с тем церковное искусство украинских и белорусских земель, как восточных, так и западных территорий, в большей степени наследовало традициям XVII в.