Дельфи-метод.

Название происходит от античного города Дельфи, известного своим Оракулом, изрекавшим пророчества и предсказания будущего. Цель метода состоит в том, чтобы разработать тщательно спроектированную программу последовательных индивидуальных вопросов, дополняемых обратной связью в виде информации, полученной путем обработки согласованной с точки зрения эксперта по более ранним частям программы. Сущность метода состоит в последовательном анкетировании мнений экспертов по различным проблемам, в формировании массива информации, отражающего индивидуальные оценки экспертов, основанные как на строго логическом анализе, так и на интуитивном опыте.

Процедуры, используемые в методе Дельфи имеют следующие отличительные черты:

1. Анонимность

2. Регулируемая обратная связь

3. Групповой ответ

Анонимность достигается применением специальных вопросников или контактов аналитиков с экспертами на основе использования компьютеров.

Регулируемая обратная связь осуществляется за счет проведения несколько туров опроса. Причем результаты каждого тура обрабатывается с помощью статистических методов и сообщается экспертам.

Ответ является групповым, т. к. все эксперты отвечают на одни и те же вопросы, а специальные методы обработки позволяют сформировать обобщенный ответ.

Следует особо подчеркнуть, что Дельфи-метод позволяет получить не просто точку зрения большинства, а дает статистическую характеристику ответа, выработанного группой.

Групповой ответ может быть представлен в виде:

1. Медианы (значение ответа эксперта, приходящееся на середину ранжированной совокупности).

2. Двух квартилей (варианты, которые по величине оценок отделяют слева и справа по ¼ совокупности)

При этом каждый ответ внутри группы учитывается при построении медианы, а величина разбросов ответов характеризуется величиной интервала между квартилями.

В основу метода Дельфи положены следующие принципы и предпосылки:

1. Сформулированные в анкетах вопросы должны обеспечить возможность выражения ответа в виде числа.

2. Опрос проводится в несколько туров, в ходе которых вопросы и ответы все более уточняются.

3. Эксперты после каждого тура знакомятся с результатами опроса.

4. Эксперты должны обосновать свои оценки и суждения, отличающиеся от мнения большинства.

5. Статистическая обработка ответов производится последовательно от тура к туру с целью получения обобщающих характеристик.

Таким образом, с помощью метода Дельфи выявляется преобладающее суждение специалистов по какому-либо вопросу в обстановке, исключающей прямые дебаты экспертов между собой, но позволяющей им вместе с тем периодически взвешивать свои суждения с учетом ответов и доводов коллег. Пересмотр и возможность изменения своих прежних оценок на основе учета индивидуальных высказываний экспертов и последующий анализ каждым участником совокупности высказываний, отличающихся от мнения большинства, стимулирует опрашиваемых к учету факторов, которые они на первых порах склонны были опустить как незначительные.

Метод Дельфи проходит в несколько туров:

1. Первая анкета может быть полностью бесструктурной и допускать любые ответы. Цель такой анкеты – составление перечня событий для прогноза в определенной области. Полученные ответы обащаются организаторами опроса: одинаковые события объединяются, второстепенные - с точки зрения организаторы исключаются, и составляется окончательный перечень событий в точных терминах. Полученный перечень событий становится основой второй анкеты.

2. Экспертам направляют сводный перечень событий и просят оценить даты, когда может произойти реализация этих событий, а также привести соображения, по которым они считают свои оценки правильными. Данная ими оценка даты наступления события кроме альтернатив, указанных в анкете может включать слова ''позже'' или ''никогда'', если оценки в анкете вышли за пределы заданного временного горизонта. Получив результаты опроса второго тура, аналитики проводят статистическую обработку полученных оценок. Она состоит в нахождении таких характеристик как мода, медиана, квартиль. Когда величины квартилей приближаются к медиане – это показывает, что распределение оценок характеризуется малым рассеиванием, таким образом за показатель вариации можно принять отклонение квартилей от медианы. Медиана и квартили образуют на оси 4 интервала: 2 средних считаются наиболее предпочтительными. Полученные таким образом показатели принимаются за характеристики распределения оценок: медиана служит характеристикой группового ответа, предпочтительный интервал квартилей – показателем разброса индивидуальных оценок.

Каждому эксперту сообщается значение этих характеристик. Эксперты, чьи оценки оказались в крайних квартилях (ниже Q1 и выше Q3) просят их мотивировать, т. е. обосновать причины расхождения с групповым мнением. Эксперты могут приводить любые аргументы или возражения, такие же, какие они приводят во время дискуссии. Разница заключается лишь в том, что аргументы анонимны. Эксперты могут пересмотреть свои мнения и при желании исправить свои оценки. С полученными обоснованиями знакомят остальных экспертов, не указывая при этом чьи они. Такая процедура позволяет всем экспертам принять в расчет обстоятельство, которое они могли случайно пропустить, или которыми пренебрегли во время первых и вторых туров опроса.

3. Анкета состоит из перечня событий, моды, дат наступления событий, верхнего и нижнего квартилей, а также данных о причинах сравнительно ранних или поздних оценок. Экспертов просят рассмотреть аргументы и сформулировать новые оценки. Инакомыслящие должны изложить свои мотивы с развернутой аргументацией своих оценок. После того, как пересмотрены оценки и новые аргументы вернулись к организаторам, необходимо опять суммировать оценки, рассчитать новые моды и квартили.

4. Эксперты получают анкеты с анализом результата предыдущего этапа. Они должны принять во внимание все аргументы, критику и составить новый прогноз. Полученные анкеты аналитики обрабатывают и составляют окончательный вариант прогноза. Сам прогноз состоит из перечня событий, моды и квартилей.

Все четыре тура проводить не обязательно.