Некоторые особенности урока математики в начальных классах
Особенности урока математики в начальных классах тесно связаны с особенностями психологии детей младшего школьного возраста. Отметим некоторые из них:
1) восприятие у младших школьников тесно связано с их практической деятельностью;
2) внимание детей характеризуется неустойчивостью, произвольное внимание у них развито слабо;
3) младшие школьники не могут осуществлять однообразную деятельность в течение длительного времени.
Отсюда следуют и некоторые характерные особенности урока математики в начальных классах:
1) учебный материал по математике изучается небольшими порциями;
2) для активизации внимания учащихся целесообразно урок начинать с устного счета с включением элементов игры;
3) изучению нового материала во многих случаях (особенно в первом классе) должна предшествовать практическая деятельность детей (практическая работа);
4) на уроке необходимо предусмотреть смену видов деятельности через 7-10 лет, если необходимо проводить физминутку;
5) повторение (работа над ранее изученным материалом) - необходимый элемент урока, так как учащиеся начальных классов не могут самостоятельно осуществлять повторение пройденного материала.
При обучении учащихся первого класса необходимо обратить внимание еще на некоторые особенности. Большее место на уроке должны занимать практические работы. Организация практической работы учащихся с разнообразным счетным материалом - основа, на которой должно строиться обучение на каждом уроке.
Первокласснику важно не только увидеть, но самому проделать (и не один раз) с тем, чтобы глубоко понять, осмыслить и усвоить новое.
Рекомендуется использовать прием "обозревание" обычных учебных заданий. Разрабатываются сюжетные уроки (урок-путешествие).
Изучение нового преимущественно ведется в форме беседы.
Работа с учебником проходит под руководством учителя.