ВНЕШНИЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ(ЗАДАЧИ И РАЗЛИЧИЯ)

Однако часто не только руководство хозяйствующего субъекта имеет потребность в объективной информации о его деятель­ности. Если собственность, которой распоряжаются управляю­щие, принадлежит другим, то эти лица (акционеры, инвесторы) или общество в целом, которые делегировали управляющим полномочия распоряжения своей собственностью, заинтересо­ваны, чтобы действия управляющих приносили им макси­мальную выгоду. Поскольку информация, полученная зависи­мыми от руководства управляемого объекта органами внутрен­него контроля, у этих лиц не всегда вызывает доверие, возникает потребность в проведении независимого внешнего финансового контроля.

Как правило, основная цель внешнего контроля — составить мнение о точности, с которой в финансовых отчетах представ­лены финансовое положение, результаты операций и движение денежных средств экономической единицы в соответствии с общепринятыми бухгалтерскими принципами и законодатель­ными нормами, а в более общем случае — о финансовом здоровье объекта контроля, рациональности и эффективности его деятельности.

При внешнем контроле получаемая информация направляется заказчикам, которые (если заказчик и потребитель — не одно лицо) предоставляют ее для ознакомления внешним потребителям.

Внутренний и внешний финансовый контроль дополняют друг друга и в то же время существенно различаются. Деятельность внешних контролеров во многом аналогична деятельности внут­ренних, поскольку при этом используются практически одна и та же исходная информация, сходные приемы и методы ее проверки и анализа. Если в организации существует служба внутреннего контроля, то внешний контролер прежде всего проверяет эффективность ее работы, определяет степень возмож­ного доверия к ее информации, с тем чтобы обеспечить необхо­димое разделение задач и сотрудничество между внешним и внутренним контролем.

Однако внешний контроль более независим от руководства контролируемого объекта и отвечает за достоверность своей информации прежде всего перед ее заказчиками и внешними потребителями.