ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ 3

«Социальная структура»

 

1. Сделайте краткое сообщение (с презентацией мультимедийными средствами) на тему: “Социальные статусы, роли и институты: теоретические и практические проблемы описания”.

 

2. Напишите эссе на тему: “Мой статусный набор” по следующей схеме:

Наименование статуса Перечень прав и обязанностей Сопряженные статусы Параметры Институт
             

 

3. Сделайте краткое сообщение (с презентацией мультимедийными средствами) на тему: “Концепции социального неравенства: социологические теории классификации”.[1]

 

4. Напишите эссе на тему: “Сравнительный анализ правовых и морально-этических институтов”.

 

5. Законспектируйте главу 4 книги П. и Б. Бергеров “Социология: биографический подход”[2], найдя в ней ответы на следующие вопросы:

1. В чем состоят различия употребления понятия “институт” в правовых науках и в социологии?

2. Каким образом средствами языка в опыте ребенка стабилизируются роли?

3. Каковы основные функции социальной роли?

4. Согласны ли Вы с утверждением авторов, что язык представляет собою разновидность социального института (вспомните рабочее определение института из учебника)?

5. Перечислите базовые характеристики социальных институтов.

6. Составьте глоссарий новых для Вас слов и понятий.

 

6. Законспектируйте статью Леона Мэйхью “Социология права”[3], найдя в ней ответы на следующие вопросы:

1. По каким трем полемическим вопросам происходит в Америке рассмотрение роли права в обществе?

2. На какие четыре основные категории можно разделить исследования социологии права в американской социологии?

3. В чем состоит предназначение института суда присяжных?

4. В чем состоит “решающая задача” социологи права?

5. В чем смысл утверждения автора о том, что “сама адвокатура стратифицирована”?

6. Почему неправильно ставить вопрос: “Может ли право влиять на поведение?”

 

7. Сделайте краткое сообщение (с презентацией мультимедийными средствами) на тему: “Социальная стратификация и ее параметры”.

 

8. Переведите на русский язык текст “Social stratification” из британского словаря по социологии[4].

 

9. Законспектируйте статью М. Вебера “Основные понятия стратификации”[5], найдя в ней ответы на следующие вопросы:

1. Как, по мнению Вебера, соотносятся между собою власть и престиж?

2. Каким образом Вебер определяет понятие социального класса?

3. Что понимает Вебер под “классовой ситуацией”?

4. В чем состоит специфика классовой борьбы в античных и современных обществах?

 

10. Законспектируйте статью М. Вебера “Основные понятия стратификации”[6], найдя в ней ответы на следующие вопросы:

1. Как определяет Вебер социальный престиж (статусную почесть)?

2. Как соотносятся между собою собственность и престиж?

3. Как связаны между собою “статусные почести и стиль жизни”?

4. Как можно определить класс через статус?

5. На чем основываются позиции “позитивно привилегированного класса собственников”?

 

11. Законспектируйте статью В. Анурина “Экономическая стратификация: аттитюды и стереотипы сознания”[7], найдя в ней ответы на следующие вопросы:

1. Как соотносятся между собою понятия “социальный класс” и “социальная страта”?

2. Приведите ленинское определение класса.

3. Какие критерии (параметры) экономической стратификации предлагаются в статье?

4. Какие экономические страты выделены в составе населения Нижнего Новгорода, и каков удельный вес каждой из них?

5. Что такое относительная депривация и как она рассчитывается?

 

12. Законспектируйте сводный реферат “Социальная структура и социальная стратификация”[8] и статью Н. Тихоновой “Социальная структура российского общества: итог восьми лет реформы”[9], найдя в них ответы на следующие вопросы:

1. Каковы тенденции динамики численности рабочих и служащих за 1980-89 гг.?

2. Какие новые слои появились в социальной структуре России, их доля?

3. Как выглядит профиль экономической стратификации современной России?

4. Каковы основные выводы авторов?

 

13. Законспектируйте сводный реферат “Социальная структура и социальная стратификация”, найдя в нем ответы на следующие вопросы:

1. Как выглядит страта руководителей в социальной структуре России?

2. Как изменяется социальная дифференциация в соответствии с новыми тенденциями в отношениях собственности?

3. Каковы тенденции дифференциации заработной платы?

4. Каким образом отражается в сознании людей трансформация социальной структуры?

 

14. Законспектируйте статью Л. Ионина “Культура и социальная структура”[10], найдя в нем ответы на следующие вопросы:

1. Какие определения социальной структуры приводит автор?

2. В чем суть социального неравенства?

3. Как изменяется количество признаков, воздействующих на классообразование, при переходе от одного типа общества к другому?

4. В чем заключается суть описываемого автором модернистского проекта (опишите своими словами)?

5. Как Вы понимаете активно используемое автором веберовское понятие “расколдовывание”?

6. Какие три задачи были призваны решать исследования классового расслоения и социальной мобильности?

 

15. Законспектируйте статью В. Анурина “Политическая стратификация: содержательный аспект”[11], найдя в ней ответы на следующие вопросы:

1. Какая переменная используется в качестве параметра политической стратификации в этой статье (объясните также, как Вы понимаете ее смысл)?

2. Что означают слова “содержательный аспект”, вынесенные в заголовок статьи?

3. Перечислите выделенные автором политические страты; оцените точность их наименований.

4. Оцените, к какой из политических страт Вы могли бы с наибольшей вероятностью отнести себя (на основе того, какие ответы Вы дали бы на вопросы анкеты, цитируемые в таблице 1).

 

16. Напишите эссе на тему: “Мое место в социальном пространстве”.

 

17. Сделайте краткое сообщение (с презентацией мультимедийными средствами) на тему: “Концепции социальной мобильности и социальной циркуляции”.

 

18. Напишите эссе на тему: “Социальная мобильность моей семьи: интергенерационный и интрагенерационный аспекты”

 

19. Переведите на русский язык текст “Social mobility” из британского словаря по социологии[12].

 

20. Переведите на русский язык текст “The shape of social mobility” из американского учебника по социологии[13].

 

21. Законспектируйте статью В.Ф. Анурина “Профессиональная стратификация и закон перемены труда”[14], найдя в ней ответы на следующие вопросы:

1. Как следует соотносить профессиональное подпространство социальной стратификации и другие его подпространства?

2. Почему интеллект нельзя считать надежным показателем измерения профессиональной стратификации?

3. Почему, по мнению автора, не следует измерять профессиональную стратификацию с помощью таких параметров, как уровень дохода или уровень власти? Согласны ли Вы с мнением автора?

4. Насколько убедительным представляется Вам набор критериев измерения профессиональной стратификации, предлагаемый в статье?

 

22. Напишите эссе на тему: “Социальная мобильность и миграция – общее и особенное[15].


[1] Используйте материалы 4 и 5 глав учебника: Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология. СПб., 2003.

[2] В книге Личностно ориентированная социология. М.: Академический проект, 2004.

[3] Хрестоматия/Структура/Mayhew.

[4] Хрестоматия/Структура/ Social stratification.

[5] Хрестоматия/Структура/Вебер-Стратификация.

[6] Хрестоматия/Структура/Вебер-Стратификация.

[7] Хрестоматия/Структура/Анурин-Экономическая.

[8] Хрестоматия/Структура/Реферат.

[9] Тихонова Н.Е. Социальная структура российского общества: итог восьми лет реформы / Общественные науки и современность. 2000, №3

[10] Хрестоматия/Структура/Ионин.

[11] Хрестоматия/Структура/Анурин-Политическая.

[12] Хрестоматия/Структура/ Social mobility.

[13] Хрестоматия/Структура/ The shape of social mobility.

[14] Анурин В.Ф. Профессиональная стратификация и закон перемены труда / Социологические исследования. 2006, №9.

[15] Используйте материалы §3 и §4 главы 5 учебника: Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология. СПб.: Питер, 2003.