ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ 3
«Социальная структура»
1. Сделайте краткое сообщение (с презентацией мультимедийными средствами) на тему: “Социальные статусы, роли и институты: теоретические и практические проблемы описания”.
2. Напишите эссе на тему: “Мой статусный набор” по следующей схеме:
№ | Наименование статуса | Перечень прав и обязанностей | Сопряженные статусы | Параметры | Институт |
3. Сделайте краткое сообщение (с презентацией мультимедийными средствами) на тему: “Концепции социального неравенства: социологические теории классификации”.[1]
4. Напишите эссе на тему: “Сравнительный анализ правовых и морально-этических институтов”.
5. Законспектируйте главу 4 книги П. и Б. Бергеров “Социология: биографический подход”[2], найдя в ней ответы на следующие вопросы:
1. В чем состоят различия употребления понятия “институт” в правовых науках и в социологии?
2. Каким образом средствами языка в опыте ребенка стабилизируются роли?
3. Каковы основные функции социальной роли?
4. Согласны ли Вы с утверждением авторов, что язык представляет собою разновидность социального института (вспомните рабочее определение института из учебника)?
5. Перечислите базовые характеристики социальных институтов.
6. Составьте глоссарий новых для Вас слов и понятий.
6. Законспектируйте статью Леона Мэйхью “Социология права”[3], найдя в ней ответы на следующие вопросы:
1. По каким трем полемическим вопросам происходит в Америке рассмотрение роли права в обществе?
2. На какие четыре основные категории можно разделить исследования социологии права в американской социологии?
3. В чем состоит предназначение института суда присяжных?
4. В чем состоит “решающая задача” социологи права?
5. В чем смысл утверждения автора о том, что “сама адвокатура стратифицирована”?
6. Почему неправильно ставить вопрос: “Может ли право влиять на поведение?”
7. Сделайте краткое сообщение (с презентацией мультимедийными средствами) на тему: “Социальная стратификация и ее параметры”.
8. Переведите на русский язык текст “Social stratification” из британского словаря по социологии[4].
9. Законспектируйте статью М. Вебера “Основные понятия стратификации”[5], найдя в ней ответы на следующие вопросы:
1. Как, по мнению Вебера, соотносятся между собою власть и престиж?
2. Каким образом Вебер определяет понятие социального класса?
3. Что понимает Вебер под “классовой ситуацией”?
4. В чем состоит специфика классовой борьбы в античных и современных обществах?
10. Законспектируйте статью М. Вебера “Основные понятия стратификации”[6], найдя в ней ответы на следующие вопросы:
1. Как определяет Вебер социальный престиж (статусную почесть)?
2. Как соотносятся между собою собственность и престиж?
3. Как связаны между собою “статусные почести и стиль жизни”?
4. Как можно определить класс через статус?
5. На чем основываются позиции “позитивно привилегированного класса собственников”?
11. Законспектируйте статью В. Анурина “Экономическая стратификация: аттитюды и стереотипы сознания”[7], найдя в ней ответы на следующие вопросы:
1. Как соотносятся между собою понятия “социальный класс” и “социальная страта”?
2. Приведите ленинское определение класса.
3. Какие критерии (параметры) экономической стратификации предлагаются в статье?
4. Какие экономические страты выделены в составе населения Нижнего Новгорода, и каков удельный вес каждой из них?
5. Что такое относительная депривация и как она рассчитывается?
12. Законспектируйте сводный реферат “Социальная структура и социальная стратификация”[8] и статью Н. Тихоновой “Социальная структура российского общества: итог восьми лет реформы”[9], найдя в них ответы на следующие вопросы:
1. Каковы тенденции динамики численности рабочих и служащих за 1980-89 гг.?
2. Какие новые слои появились в социальной структуре России, их доля?
3. Как выглядит профиль экономической стратификации современной России?
4. Каковы основные выводы авторов?
13. Законспектируйте сводный реферат “Социальная структура и социальная стратификация”, найдя в нем ответы на следующие вопросы:
1. Как выглядит страта руководителей в социальной структуре России?
2. Как изменяется социальная дифференциация в соответствии с новыми тенденциями в отношениях собственности?
3. Каковы тенденции дифференциации заработной платы?
4. Каким образом отражается в сознании людей трансформация социальной структуры?
14. Законспектируйте статью Л. Ионина “Культура и социальная структура”[10], найдя в нем ответы на следующие вопросы:
1. Какие определения социальной структуры приводит автор?
2. В чем суть социального неравенства?
3. Как изменяется количество признаков, воздействующих на классообразование, при переходе от одного типа общества к другому?
4. В чем заключается суть описываемого автором модернистского проекта (опишите своими словами)?
5. Как Вы понимаете активно используемое автором веберовское понятие “расколдовывание”?
6. Какие три задачи были призваны решать исследования классового расслоения и социальной мобильности?
15. Законспектируйте статью В. Анурина “Политическая стратификация: содержательный аспект”[11], найдя в ней ответы на следующие вопросы:
1. Какая переменная используется в качестве параметра политической стратификации в этой статье (объясните также, как Вы понимаете ее смысл)?
2. Что означают слова “содержательный аспект”, вынесенные в заголовок статьи?
3. Перечислите выделенные автором политические страты; оцените точность их наименований.
4. Оцените, к какой из политических страт Вы могли бы с наибольшей вероятностью отнести себя (на основе того, какие ответы Вы дали бы на вопросы анкеты, цитируемые в таблице 1).
16. Напишите эссе на тему: “Мое место в социальном пространстве”.
17. Сделайте краткое сообщение (с презентацией мультимедийными средствами) на тему: “Концепции социальной мобильности и социальной циркуляции”.
18. Напишите эссе на тему: “Социальная мобильность моей семьи: интергенерационный и интрагенерационный аспекты”
19. Переведите на русский язык текст “Social mobility” из британского словаря по социологии[12].
20. Переведите на русский язык текст “The shape of social mobility” из американского учебника по социологии[13].
21. Законспектируйте статью В.Ф. Анурина “Профессиональная стратификация и закон перемены труда”[14], найдя в ней ответы на следующие вопросы:
1. Как следует соотносить профессиональное подпространство социальной стратификации и другие его подпространства?
2. Почему интеллект нельзя считать надежным показателем измерения профессиональной стратификации?
3. Почему, по мнению автора, не следует измерять профессиональную стратификацию с помощью таких параметров, как уровень дохода или уровень власти? Согласны ли Вы с мнением автора?
4. Насколько убедительным представляется Вам набор критериев измерения профессиональной стратификации, предлагаемый в статье?
22. Напишите эссе на тему: “Социальная мобильность и миграция – общее и особенное”[15].
[1] Используйте материалы 4 и 5 глав учебника: Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология. СПб., 2003.
[2] В книге Личностно ориентированная социология. М.: Академический проект, 2004.
[3] Хрестоматия/Структура/Mayhew.
[4] Хрестоматия/Структура/ Social stratification.
[5] Хрестоматия/Структура/Вебер-Стратификация.
[6] Хрестоматия/Структура/Вебер-Стратификация.
[7] Хрестоматия/Структура/Анурин-Экономическая.
[8] Хрестоматия/Структура/Реферат.
[9] Тихонова Н.Е. Социальная структура российского общества: итог восьми лет реформы / Общественные науки и современность. 2000, №3
[10] Хрестоматия/Структура/Ионин.
[11] Хрестоматия/Структура/Анурин-Политическая.
[12] Хрестоматия/Структура/ Social mobility.
[13] Хрестоматия/Структура/ The shape of social mobility.
[14] Анурин В.Ф. Профессиональная стратификация и закон перемены труда / Социологические исследования. 2006, №9.
[15] Используйте материалы §3 и §4 главы 5 учебника: Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология. СПб.: Питер, 2003.