CОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ИСТОРИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.. 5
ПОНЯТИЕ, НАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.. 8
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА.. 11
ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.. 15
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА И ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО.. 18
ЛИТЕРАТУРА.. 20
ВВЕДЕНИЕ
Существует три понятия конституционного права:
- конституционное право как отрасль права;
- конституционное право как наука;
- конституционное право как учебная дисциплина.
Предметы этих понятий имеют отличия.
Предметом конституционного права как отрасли права является совокупность юридических норм, закрепляющих и регулирующих наиболее важные, основополагающие общественные отношения: о демократическом общественном строе, формах власти, политической системе, государственном устройстве, взаимоотношениях между государственными органами, между государственными органами и общественными объединениями, политическими партиями и гражданами, о правовом статусе граждан, суверенитете народа, нации и государства и др.
Если, с одной стороны, конституционное право интегрирует (т.е. концентрирует) основы всех отраслей права, то с другой — оно создает для них юридическую базу, устанавливает общие, наиболее важные, отправные положения. Конституционное право возглавляет всю систему права Республики Беларусь, являясь его логическим центром, вокруг которого расположены другие отрасли права.
Для раскрытия сущности конституционного права и его эффективности необходим анализ политических, социально-экономических процессов и обобщение реальной жизни как итога его реализации. Только таким путем можно дать оценку этой отрасли права.
Источники конституционного права в юридическом смысле — это формы (правовые акты), в которых закрепляются нормы права.
Среди правовых актов как форм (источников) конституционного права следует назвать Конституцию, международные договоры, законы, декреты, указы, постановления и другие правовые акты.
Основным источником конституционного права является Конституция. Ее положения всегда являются первичными, учредительными. Конституция — это центр правовой системы. Все остальные правовые акты в той или иной форме, тем или иным способом развивают и конкретизируют конституционные положения. Приоритет Конституции — неотъемлемый и непременный признак правового государства. Конституция является базой для развития отраслевого законодательства и в то же время решает основные вопросы развития общества.
Содержание нынешней Конституции Республики Беларусь свидетельствует о стремлении закрепить в ней нормы прямого действия, которые могли бы применяться без их фиксирования в специальных актах.
Предметом конституционного права как науки является совокупность знаний, взглядов, разработанных концепций, идей, представлений:
· о нормах конституционного права, их назначении, цели, воздействии на политические, экономические и социальные процессы;
· об эффективности норм права, ихреализации, совершенствовании, взаимодействии с нормами других отраслей права (административного, финансового, гражданского, хозяйственного, трудового и др.);
· об отмене устаревших норм и выработке новых, о государственно-правовых отношениях, через которые реализуются нормы конституционного права;
· о научном определении компетенции всех основ государства;
· о высоком реальном правовом статусе граждан демократического общества и государства.
Таким образом, само существование данной юридической науки обусловливается наличием конституционного права как отрасли права. Это наука о конституционном праве как отрасли права.
От уровня науки конституционного права зависит уровень отраслевых правовых наук.
Источниками конституционного права как науки являются научные труды политических деятелей мира, дореволюционных русских и белорусских ученых-юристов, ученых союзных республик бывшего СССР, современных ученых СНГ и дальнего зарубежья в области конституционного права.
Предметом конституционного права как учебной дисциплины является методически обоснованная учебная литература, объясняющая теорию конкретных проблем науки конституционного права, его отдельных правовых институтов, а также даюшая толкование содержанию нормативных актов и практике их реализации.
Таким образом, учебная дисциплина как бы объединяет науку, нормы конституционного права и процесс их реализации.