CОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ИСТОРИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.. 5

ПОНЯТИЕ, НАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.. 8

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА.. 11

ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.. 15

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА И ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО.. 18

ЛИТЕРАТУРА.. 20


ВВЕДЕНИЕ

Существует три понятия конституцион­ного права:

  • конституционное право как отрасль права;
  • конституционное право как наука;
  • конституционное право как учебная дисциплина.

Предметы этих понятий имеют отличия.

Предметом конституционного права как отрасли права является совокупность юридических норм, закрепляющих и регулирующих наиболее важные, основополагающие общественные отношения: о демократическом обще­ственном строе, формах власти, политической системе, государственном устройстве, взаимоотношениях между государственными органами, между государственными органами и общественными объединениями, политичес­кими партиями и гражданами, о правовом статусе граж­дан, суверенитете народа, нации и государства и др.

Если, с одной стороны, конституционное право интег­рирует (т.е. концентрирует) основы всех отраслей права, то с другой — оно создает для них юридическую базу, устанавливает общие, наиболее важные, отправные поло­жения. Конституционное право возглавляет всю систему права Республики Беларусь, являясь его логическим цен­тром, вокруг которого расположены другие отрасли права.

Для раскрытия сущности конституционного права и его эффективности необходим анализ политических, со­циально-экономических процессов и обобщение реаль­ной жизни как итога его реализации. Только таким путем можно дать оценку этой отрасли права.

Источники конституционного права в юридическом смысле — это формы (правовые акты), в которых закреп­ляются нормы права.

Среди правовых актов как форм (источников) консти­туционного права следует назвать Конституцию, междуна­родные договоры, законы, декреты, указы, постановления и другие правовые акты.

Основным источником конституционного права явля­ется Конституция. Ее положения всегда являются пер­вичными, учредительными. Конституция — это центр правовой системы. Все остальные правовые акты в той или иной форме, тем или иным способом развивают и конкретизируют конституционные положения. Приори­тет Конституции — неотъемлемый и непременный при­знак правового государства. Конституция является базой для развития отраслевого законодательства и в то же вре­мя решает основные вопросы развития общества.

Содержание нынешней Конституции Республики Бе­ларусь свидетельствует о стремлении закрепить в ней нормы прямого действия, которые могли бы применяться без их фиксирования в специальных актах.

Предметом конституционного права как науки явля­ется совокупность знаний, взглядов, разработанных кон­цепций, идей, представлений:

· о нормах конституционного права, их назначении, цели, воздействии на политические, экономические и социальные процессы;

· об эффективности норм права, ихреализации, со­вершенствовании, взаимодействии с нормами других отраслей права (административного, финансового, граж­данского, хозяйственного, трудового и др.);

· об отмене устаревших норм и выработке новых, о государственно-правовых отношениях, через которые ре­ализуются нормы конституционного права;

· о научном определении компетенции всех основ государства;

· о высоком реальном правовом статусе граждан де­мократического общества и государства.

Таким образом, само существование данной юри­дической науки обусловливается наличием конститу­ционного права как отрасли права. Это наука о конституционном праве как отрасли права.

От уровня науки конституционного права зависит уро­вень отраслевых правовых наук.

Источниками конституционного права как науки яв­ляются научные труды политических деятелей мира, до­революционных русских и белорусских ученых-юристов, ученых союзных республик бывшего СССР, современ­ных ученых СНГ и дальнего зарубежья в области консти­туционного права.

Предметом конституционного права как учебной дис­циплины является методически обоснованная учебная литература, объясняющая теорию конкретных проблем науки конституционного права, его отдельных правовых институтов, а также даюшая толкование содержанию нор­мативных актов и практике их реализации.

Таким образом, учебная дисциплина как бы объеди­няет науку, нормы конституционного права и процесс их реализации.



r.php"; ?>