Глава 28. СОВМЕСТНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ

1. Сочетание общественного и семейного воспитания как важ­нейшая предпосылка повышения его эффективности

При рас­смотрении в предыдущих главах вопросов обучения и воспитания неоднократно подчеркивалось положение о необходимости совмест­ных усилий школы и семьи по воспитанию учащихся. В частности, при раскрытии сущности и закономерностей воспитания речь шла о том, что его успех во многом зависит от единства и согласованности воспитательного влияния семьи и школы.

Не меньшее значение имеет данное положение, если рассмат­ривать его с более широких социальных позиций. Воспитание Детей – конституционная обязанность родителей. Они призваны всемерно укреплять авторитет школы и учителя, воспитывать Детей в духе уважения и любви к труду, подготавливать их к обще­ственно полезной деятельности, приучать к дисциплине, забо­титься об их физическом развитии и укреплении здоровья, стиму­лировать их к учению и осознанному выбору профессии. Естественно, что школа должна использовать эту помощь со стороны семьи.

Школа не может не считаться также с тем, что влияние семьи на развитие детей во многом связано с эффектом раннего воспитания Многие педагоги и психологи отмечали, что основы личностного развития человека закладываются в раннем детстве, до пятилетнего возраста. Вместе с тем влияние родителей и семьи продолжается а в годы последующего формирования человека, что также не может не учитываться в процессе школьного воспитания.

Воспитательная деятельность семьи оказывает большое влияние на ее собственное укрепление. Дело в том, что дети, как известно цементируют семью, вносят в нее дух бодрости и здорового сплоче­ния. Отсюда следует, что чем лучше семья воспитывает детей, тем лучше дети ведут себя, тем больше радости приносят они родите­лям и способствуют поддержанию здоровых отношений между ними, что в свою очередь укрепляет их воспитательный потенциал.

Не стоит в стороне от воспитания детей и общественность – коллективы промышленных предприятий и государственных уч­реждений. Они содействуют проведению разнообразной внешколь­ной воспитательной работы с детьми, организуют шефство над школами, оказывают влияние на родителей, побуждая их к улучше­нию воспитания детей в семье.

Учитывая большую роль согласованной воспитательной работы школы, семьи и общественности, эту работу необходимо умело коорди­нировать и направлять. Справиться с данной задачей в состоянии только школа. Но с чем же связана роль школы в координации вос­питательной деятельности семьи и общественности?