Восприятие величины предмета в зависимости от удаленности

У глухих детей, по данным исследования Э. С. Бейн (1940), константность восприятия величины предметов уже ясно выра­жена в младшем школьном возрасте. Э. С. Бейн проводила опыты с глухими и слышащими детьми 10—11 лет. Задание состояло в том, чтобы определять величину предмета при разном его удалении от испытуемого. Перед испытуемым на расстоянии 1 м от него ставили куб с величиной ребра 7 см. Затем показывали один за другим несколько кубов на расстоянии 3 м от испытуемого, т. е. на 2м дальше, чем первый куб. Показываемые кубы были равны по величине, больше или меньше первого куба (величина их ребра варьировала от 4 до 12 см). Испытуемые должны были сказать, в каком случае куб, показываемый на расстоянии 3 м, воспринимается равным по величине кубу, расположенному на расстоянии 1 м. Во второй части опытов показывали тот же набор кубов на более отдаленном расстоянии от испытуемого (на расстоянии 9 м) и просили сравнивать (их также по величине с кубом, расположенным на расстоянии 1 м от испытуемого.

Глухим детям удавалось почти точно определять, как относится по величине удаленный куб к кубу, расположенному на расстоянии 1 м от испытуемого. В среднем они воспринимали как равный близкому кубу такой удаленный куб, который был несколько больше по размеру близкого куба (на 6% при удалении в 3 м «и на 11% при удалении в 9м), т.е. при увеличении удаленности предмета его видимая величина незначительно уменьшилась. Такая оценка величины предмета свидетельствовала об уже сформировавшейся константности восприятия величины, так как если бы она отсутствовала, видимая величина предмета уменьшалась бы пропорционально расстоянию по законам геометрической оптики; при удалении предмета на 3 м видимая величина уменьшалась бы в 3 раза по сравнению с его видимой величиной при удалении на 1 м, при удалении на 9м—в9 раз.

В этом же исследовании было установлено, что по константности восприятия глухие дети 10—11 лет не отличались от слышащих сверстников.