Узнавание предмета по контуру

Умение узнавать предмет по контуру (например, по теневому изображению предмета на стене, по контурному изображению на бумаге и т. п.) возникает на основе предшествующих зрительных восприятий предмета. Оно формируется в раннем детском возрасте, однако позднее, чем узнавание натуральных предметов. Уже дети дошкольного возраста одинаково успешно узнают натуральные предметы и их контурные изображения в том случае, если узнаваемые предметы неоднократно воспринимались прежде и имеют точно очерченный, ясно выступающий контур. Умение узнавать предметы по контуру значительно совершенствуется в дошкольном и школьном возрасте. Детям постепенно становится доступным узнавание контурных изображений предметов в разных ракурсах, узнавание изображений предметов со слабо выраженным контуром. Вместе с тем узнавание некоторых контурных изображений предметов оказывается трудной задачей даже для взрослых.

У глухих детей умение узнавать предметы по их контурному изображению формируется несколько позднее, чем у слышащих. Это было показано в исследовании А. П. Гозовой (1957), где сопоставлялось, как глухие и слышащие дети школьного возраста узнавали объемные предметы и их контурные изображения.

Исследование было проведено с глухими и слышащими детьми 1, V и IX классов (7—8, 11—12 и 15—16 лет). В качестве предметов для узнавания были использованы блюдце, детская пирамида, игрушечный пластмассовый осел и груша (муляж). Их контурные изображения были выпилены из плексигласа и окрашены в серый цвет, поэтому контур служил единственным опознавательным признаком предметов. Предметы были хорошо знакомы слышащим детям. Однако узнавание их контурных изображений вызывало заметные трудности у слышащих детей младшего школьного возраста: они не узнавали около одной трети всех предъявленных изображений. В отдельных случаях не узнавали предметы и дети среднего школьного возраста, и только старшеклассники равно успешно узнавали как объемные предметы, так и их контурные изображения.

Предметы, используемые в опытах, были знакомы и глухим детям. Только в редких случаях отдельные испытуемые не узнавали какой-нибудь из предметов. Однако узнавание контурных изображений предметов вызывало у них еще большие затруднения, чем у слышащих. Особенно это обнаружилось у детей младшего школьного возраста. Они не смогли узнать три четверти всех предъявленных контурных изображений. Дети среднего школьного возраста узнавали контурные изображения лишь немногим хуже слышащих сверстников. Еще меньшие различия были обнаружены между глухими и слышащими старшеклассниками.

Эти результаты свидетельствуют о том, что к младшему школьному возрасту глухие дети в меньшей степени, чем слышащие, овладели умением узнавать предметы по их контуру, а следовательно, и выделять контур в воспринимаемых предметах. В период же обучения в школе это умение значительно совершенствуется как у глухих, так и у слышащих детей, причем у глухих еще более интенсивно, чем у слышащих, так что с возрастом они по развитию этого умения все более приближаются к слышащим детям.