Методы культурологических исследований.

В культурологии, как и в прочих науках, применяются свои методы или способы исследования. Под методом понимают совокупность аналитических приемов или способов, используемых в процессе познания феноменов культуры. В литературе по теории культуры излагается ряд методов исследовательской деятельности. Назовем некоторые из них.

Метод ценностного подхода, о котором говорилось ранее.Культура может быть рассмотрена с точки зрения аксиологии – науки о ценностях.Культура представляет собой мир ценностей, то есть организованную систему смыслов и идеалов, разделяемых всеми членами некоторого сообщества. Следовательно, культура воплощает в себе все самое ценное, самое важное с точки зрения сообщества людей – то, что они хотели бы поддержать и сохранить для будущих поколений. Этот подходподчеркивает роль и значение идеальной модели, должного в жизни общества и в ней культура рассматривается как трансформация должного в сущее, реальное. С позиций этого способа культура изучается как предметный мир, созданный трудом человека и имеющий для нас смысл и значение, т.е. ценность. Сущность ценностей в их значимости, а не фактичности. Этот подход часто называют аксеологическим методом (от греч. аксе – ценность).

Деятельностный подход (технологический) рассматривает культуру как способ жизнедеятельности человека. Культура определяется как совокупность «технологий», выработанных и используемых человеком для достижения определенных целей. Слово «технология» следует понимать в широком смысле, поскольку в данном случае оно обозначает любые способы, при помощи которых человек совершает любые действия. Это определенный уровень производства и воспроизводства. Культура выражает родовую специфику чел.деятельности, и понять культуру можно лишь через понимание чел.деятельности. Деятельность – это определенный тип отношений человека и мира. Этот тип выражает ориентированность человека как на приспособление к условиям бытия, так и на изменения самих этих условий, их адаптацию к целям и стремлениям человека. Деятельность - это двигатель, обеспечивающий развитие человечества. Культура в глубокой сути есть то, что обеспечивает реализацию самой деятельности. Т.е. культура предстает как совокупность тех приемов, норм, которые характеризуют уровень и направленность чел. деятельности. С этих позиций она выступает как способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития всей чел. жизни.

Историческийи логическийметоды познания. Исторический подход требует исследовать предпосылки предмета, начало его становления, этапы развития, рассмотреть предмет в его развитом виде. Логический – это выявление законов и закономерностей становления и развития, законов его функционирования и т.п. Исторический и логический методы совпадают и не могут применяться сами по себе, в отрыве друг от друга.

В процессе исследования проблем культуры используются, как это трактует научная литература, общенаучные методы, т.е, приемы познания свойственные всем наукам. Чаще всего эти методы применяются при рассмотрении эмпирического или, говоря иначе, фактологического материала. Это наблюдение, метод сравнения, классификация, описание, анализ и синтез, моделирование,открытые интервью в психологии и социологии; методы исторических наук, такие, как, например, сравнительно-исторический, анализ текстов в рамках герменевтической парадигмы и др.).. Выделяют и такие методы как структурно-функциональный подход, системный анализ, типологизацию и т.п.

Диалектический методразрабатывается и излагается, начиная с античной философии, в частности с Аристотеля. Наиболее полное его изложение дает немецкая классическая философия в лице И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга и особенноГегеля. С материалистических позиций этот метод освещался К. Марксом и Ф. Энгельсом. В данном аспекте в культурологии чаще всего применяются принципы историзма, совпадения исторического и логического, принцип всесторонности рассмотрения, структурно-функциональный подход, закон восхождения от абстрактного к конкретному. Особое место занимает закон (он же принцип) единства, тождества противоположностей. Суть его требований: раздвоение единого, познание противоречивых частей его и единение этих частей (сторон) на более содержательной ступени познания. Этот принцип именуют законом противоречия.

Итак, культурология или теория и история культуры должна выявить глубинные слои современной культуры. Важным для всех направлений исследования является системный культурологический поиск – целостность, интеграционная основа общества, рассмотрение истории как пересечения творческого самовыражения Я и культурной традиции в духовном пространстве этноса.