Общие принципы права, нормативный договор, правовая доктрина, религиозные тексты

В современном цивилизованном мире в качестве источника права признаются принципы, сформировавшиеся в международных отношениях между странами. Различают в этом смысле принципы двоякого рода. Од­ни из них имеют глобальное значение и действуют в сфере международ­ного публичного права.

Например, ст. 38 Статута Международного суда, гласит: «Суд, кото­рый обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет общие принципы права, признанные цивилизованными нациями». К общим принципам в праве относятся, например, такие поло­жения, как: «специальный закон отменяет действие общего закона», «позднейшим законом отменяется более ранний» и т. д.

В ряде стран источником права признаются общие принципы, т. е. от­правные, исходные начала национальной правовой системы. Это принци­пы справедливости, доброй совести, социальной направленности права и др. Например, гражданский кодекс Испании называет общие принципы, вытекающие из испанских кодексов и законов. В исламских государствах (например, Афганистан) в случае пробела в законе суд может сослаться на принципы шариата (религиозные каноны).

Широкое применение как источника права в законодательстве Рес­публики Беларусь имеют место общие принципы права: справедливости, гуманности и др. Например, ч. 2 ст. 21 ГПК Республики Беларусь гласит: «...суд, решая спор, исходит из общих начал (принципов) и смысла законодательства Республики Беларусь (аналогия права)», ст. 970 ГК Республики Беларусь «Способы и размер компенсации морального ущерба» гласит: «При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости».

«Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства».

В Российской Федерации, Республике Беларусь и некоторых других странах источником права признаются нормативные договоры. Они име­ют, по меньшей мере, три разновидности. Одним из них является между­народный договор. Международный договор - это соглашение между двумя или несколькими странами относительно установления или пре­кращения их прав и обязанностей. Договоры могут быть нормоустанавливающими (например, Договор о нераспространении ядерного оружия) или утвердительными (например, Договор о Содружестве Независимых Государств).

Разновидностью нормативного договора является трудовой договор (контракт), регулирующий трудовые, социально-экономические и про­фессиональные отношения между работодателем и работниками на госу­дарственных предприятиях, учреждениях и организациях. В него могут включаться взаимные обязательства работодателя и работников по таким вопросам, как механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей перечисленных в договоре, а также по вопросам занятости, переобучения, условий освобождения ра­ботников, соблюдения их интересов при приватизации предприятий и др.

Условия договоров, заключенных в соответствии с законодательст­вом, являются обязательными для работодателей, т. е. являются специфи­ческой формой нормативного документа.

В Республике Беларусь имеет место первый и второй вид норматив­ного договора. Третий вид нормативного договора - это различные со­глашения о регламентации различных сторон общественной и государст­венной жизни между краями, областями и входящими в них автономиями Российской Федерации, а также Договор от 31 марта 1999 г. между субъ­ектами РФ.

В некоторых правовых системах к источникам права относят право­вые доктрины, т. е. мнения авторитетных юристов, их научные труды по вопросам права. Так, мнение юристов - jus respondendi - были источни­ком права в Древнем Риме.

В странах англосаксонской правовой системы судьи зачастую обосно­вывают свои решения, ссылаясь на труды ученых-юристов. Такие сочине­ния в этих странах называют литературными источниками. Они исполь­зуются в случае отсутствия, в качестве основы судебного решения при отсутствии необходимой нормы права, судебного прецедента или обычая.

Необходимость их применения имеет место и в настоящее время, «...современное право по-прежнему является правом юристов, как этого требует традиция». Одним из источников права является правовая док­трина в мусульманском праве.

Религиозные тексты как источники права наиболее характерны для мусульманского права, которые составляют его основу. Оно определяет его мотивы, которые правоверный должен читать, посты, которые он должен соблюдать, милостыни, которые он должен подавать, и паломни­чества, которые он должен совершать. К источникам права в первую оче­редь относятся Коран и Сунна. Коран - это священная книга, представ­ляющая собой собрание поучений, речей и заповедей Аллаха. Сунна -сборник жизнеописания пророка Мухаммеда.