V. Самостоятельная работа – высшая форма учебной деятельности.

Самостоятельная работа, ее организация – одна из наиболее актуальных проблем преподавания и в школе, и в вузе. Существует определенная разница трактовок данного понятия в педагогике общеобразовательной (1) и высшей (2) школы.

(1) Самостоятельная работа – разнообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности учащихся на классных и внеклассных занятиях или дома без непосредственного участия учителя, но по его заданиям (А.А.Миролюбов).

Формы самостоятельной работы:

– в классе, под руководством учителя;

– внеурочная учебная самостоятельная работа (выпуск тематических газет, подготовка мероприятий по конкретным дисциплинам, изготовление наглядности и т.д.);

– внешкольная самостоятельная работа (по заданию руководителей клубов, кружков);

– работа дома по подготовке домашних заданий.

(2) Самостоятельная работа – такая учебная деятельность, которая организуется самим учащимся в силу его внутренних познавательных мотивов, в наиболее удобное (с его точки зрения) время, контролируемая им самим на основе опосредованного управления педагога (самостоятельные исследовательские проекты, работа над дипломом и т.д.)

Основные отличия самостоятельной работы:

1) внеурочность проведения;

2) бόльшая самостоятельность (отсутствие жесткого управления);

3) добровольность (замотивированность).

Для выполнения самостоятельной работы обучающийся должен обладать рядом индивидуально-психологических особенностей, к которым относятся:

– навыки саморегуляции в деловых вопросах (самоконтроль, самостоятельность, организованность) и личностной сфере (высокий уровень развития самосознания, волевых качеств, целенаправленность);

– система представлений о своих возможностях и умение их реализовать;

– умение не только понимать предложенные педагогом цели, но и формировать их самому;

– умение моделировать собственную деятельность, выделять условия, важные для ее осуществления;

– умение в соответствии с целью деятельности отбирать методы и последовательно ее реализовывать;

– умение оценивать конечные и промежуточные результаты своих действий;

– умение своевременно корректировать свои действия, чтобы результат соответствовал требованиям;

– правильное представление о нормах взаимодействия с другими людьми, правилах обращения с предметами труда.

На практике самостоятельность работы может проявляться в:

– определении учащимися оптимального распорядка дня;

– осознанной отработке приемов работы с учебным материалом;

– овладении приемами скоростного углубленного чтения и т.д.

Однако в большинстве случаев ни школьники, ни студенты не владеют умениями самостоятельной работы.

А.К. Марковой предложены следующие приемы обучения самостоятельной работе:

– приемы смысловой переработки текста, выделения в нем исходных идей;

– приемы культуры чтения и культуры слушания (записи);

– общие приемы запоминания;

– приемы сосредоточения внимания (самоконтроль);

– общие приемы поиска дополнительной информации (работа со словарями, энциклопедиями, интернетом,…);

– приемы подготовки к семинарам, зачетам, экзаменам;

– приемы рациональной организации времени, общие правила гигиены труда (порядок на рабочем месте, освещение,…)

Программа обучения самостоятельной работе:

1) диагностирование учащимися собственной познавательной потребности в новых знаниях, умениях;

2) определение собственных интеллектуальных личностных и физических возможностей;

3) определение цели самостоятельной работы (как отдаленной, так и ближайшей);

4) самостоятельный выбор учащимся объекта изучения (получение дополнительных знаний);

5) разработка конкретного плана, программы самостоятельной работы;

6) определение формы, метода и времени самоконтроля (например, выполнение контрольного задания).

В целом самостоятельная работа учащихся основывается на правильной организации их классной (аудиторной) учебной деятельности и является ее продолжением. Однако в высших своих формах самостоятельная работа принимает вид самообразования с такими особенностями:

– самоконтроль учащегося, а не контроль учителя;

– собственный, а не заданный режим работы;

– собственная мотивация (познавательная потребность);

– отсутствие педагога при осуществлении работы;

– отсутствие фиксации учебного времени педагогом в журнале.