Бюрократия и ее роль в обществе.

Бюрократия (от франц. bureau – канцелярия и греч. кратос – власть) – система управления, основанная на вертикальной иерархии и призванная выполнять поставленные перед нею задачи наиболее эффективным способом. «Бюрократией» часто называют не только систему управления, осуществляемую специальным властным аппаратом, но и сам этот аппарат. Термины «бюрократия» и «бюрократизм» могут также использоваться в негативном смысле для обозначения неэффективной, чрезмерно формализованной системы управления.

 

Впервые понятие «бюрократия» возникло в 1745 году. Термин был образован французским экономистом Винсентом де Гурне, в момент своего образования слово имело уничижительный смысл – им подразумевалось, что бюрократы-чиновники отнимают реальную власть у монарха (при монархии) или у народа (при демократии).

Первым, кто продемонстрировал достоинства бюрократии как системы управления, был немецкий социолог Макс Вебер. Он предложил понимать под ней рациональную работу учреждений, в которой каждый элемент работает максимально эффективно. После этого в ситуациях плохой работы чиновников (волокита, требующая оформления многих лишних документов и долгого ожидания решения) стали вести речь не о бюрократии, а о бюрократизме, разведя два этих понятия. Если первоначально понятие «бюрократия» употребляли только в связи с правительственными учреждениями, то сейчас его используют при определении любой крупной организации, имеющей большой и разветвленный штат управленцев («корпоративная бюрократия», «профсоюзная бюрократия» и др.).

 

Все современные организации являются до некоторой степени бюрократическими по своей природе. Бюрократия в себя четко очерченную иерархию власти, установленные правила, определяющие поведение должностных лиц. Члены организации не владеют материальными ресурсами, с которыми они работают. М. Вебер считал, что бюрократия является высокоэффективным средством организации большого числа людей. Тому имеются несколько причин:

1) Бюрократические процедуры могут ограничивать инициативу, но они при этом обеспечивают принятие решений согласно общему критерию, а не исходя из личных предпочтений.

2) Подготовка должностных лиц для того, чтобы они стали специалистами в той области, к которой относятся их служебные обязанности, отсекает «талантливых любителей», но обеспечивает должный уровень общей компетенции.

4. Социальная стратификация и социальная мобильность. Насколько значима проблема неравенства в современных обществах? Каковы шансы человека из социальных низов достичь верхних ступеней экономической лестницы?

Описывая социальное неравенство, социологи говорят о социальной стратификации, под которой понимается деление общества на слои, страты. Неравенство существует в человеческих обществах любых типов. Существует неравенство между мужчинами и женщинами (по гендеру), молодыми и стариками (по возрасту), по уровню доходов, видам деятельности, культурным ориентациям.

К основным формам социальной стратификации П. Сорокин относил экономическую, политическую и профессиональную. По его мнению, стратификация – это естественное состояние общества, обусловленное общественным разделением труда, имущественным неравенстом.

Общества состоят из классов (слоев), расположенных в иерархическом порядке, привилегированные находятся ближе к вершине, а непривилегированные внизу. Классовое деление «официально» не признается, оно возникает вследствие экономических факторов, зависит от благосостояния людей и рода их занятий.

Классыможно определить как крупномасштабные группы людей, обладающих сходными материальными ресурсами, что, в свою очередь, определяет образ жизни, которую они ведут.

В современном обществе существую следующие основные классы:

высший класс - предприниматели, а также высший слой управленцев, владеющих или непосредственно контролирующих средства производства;

средний класс,который включает большинство «белых воротничков» и специалистов, а также их семьи (классовая позиция женщины, состоящей в браке, зависит от положения супруга);

низший класс - «синие воротнички» или люди, занятые физическим трудом.

Существует четыре параметра социальной стратификации: доход(индивидуальный доход за год), власть (измеряется количеством людей, на которых распространяется принимаемое вами решение), образование (измеряется числом лет обучения), престиж.

Дипломы, ученые степени и полученная профессиональная подготовка ставит средний класс в более выгодное положение на рынке труда по сравнению с теми, кто не имеет соответствующих дипломов.

Классовая принадлежность не связана с врожденным статусом. Меняя профессию или вид деятельности, свое экономическое положение, человек переходит из одного социального слоя в другой. Формальных ограничений на браки между людьми из различных классов не существует. Этот процесс получил название социальной мобильности. Социальная мобильность может быть как восходящая, так и нисходящая по классовой шкале (горизонтальная и вертикальная).

Горизонтальная мобильность означает переход человека из одной социальной группы в другую, находящуюся на том же уровне социальной стратификации – сельский житель становится городским, однако профессия и уровень дохода не меняются.

Вертикальная мобильность – переход из одной слоя в другой.

Социальная мобильность носит ограниченный характер. Социальное положение большинства людей почти не отличается от положения их родителей, хотя рост вакансий для «белых воротничков» в последнее время обеспечивает восходящую мобильность.

Явление бедности остается широко распространенной даже в богатых странах. Существует два метода оценки бедности: первый связан с понятием «абсолютной бедности», который обозначает недостаток элементарных ресурсов для сохранения здоровья и нормального функционирования организма. Второй метод связан с понятием «относительной бедности», он включает оценку дистанций между условиями жизни некоторых групп и условиями жизни большинства населения.

Различна позиция, которая отражает классовое сознание. Так, представители высшего класса считают, что возможности для продвижения одинаково открыты для всех. Это представление отражает их собственный опыт, но переносится на общество в целом. Тогда как представители нижних этажей классовую структуру воспринимают через противостояние между «мы» и «они». «Они» - это люди, занимающие властные посты, чиновники, управленцы, «Мы» - это подчиненные и бесправные.

На классовое мировоззрение влияет окружение на работе, локальное сообщество, район и город проживания. По заключению Коулмана, на эффективность обучения влияет социальное происхождение учащихся. По его мнению, неравенство, в которое дети поставлены своим домом, своим кварталом, своим окружением, сопровождает их и в дальнейшем, в их взрослой жизни.

Так, Бернстайн утверждал, что у детей с различным социальным происхождением с детства развиваются различные языковые коды (формы вербального общения), что влияет на их последующее обучение в школе. Язык детей из низших классов общества более подходит для передачи практического опыта, чем для обсуждения отвлеченных идей. Дети из средних слоев общества могут легче обобщать свои мысли и выражать их в абстрактной форме. Так, матери чаще объясняют детям причины и принципы, лежащие в основе их реакций на детское поведение. Если мать из низшего класса может воспрепятствовать чрезмерному увлечению ребенка сладким, сказав ему: «Больше сладкого не получишь!», то мать из среднего класса, скорее всего, объяснит, что это может быть вредно и почему. Скорее всего, дети с различным языковым кодом по-разному адаптируются к академической культуре школы.

Также, возможно, ребенок из низших классов получает ответы не на все возникающие у него дома вопросы, и потому оказывается менее информированным об окружающем мире и менее любознательном. Ребенок может найти для себя трудным отвлеченный язык школьных наук, многое из того, что говорит учитель, вероятнее всего, оказывается для него непонятным, поскольку связано с формами употребления языка, отличающимися от тех, к которым он привык. Таким образом, дети из низших слоев, переступая порог школы, испытывают потрясение гораздо большее, чем их сверстники из среднего класса, что может ослабить мотивацию к обучению.

Таким образом, классовая принадлежность достигаетсяиндивидом и классы связаны с различиями в экономическом положении групп людей.