ПРОБЛЕМЫ

(подготовьте письменные ответы на следующие вопросы)

1. Как отличается Ваш уровень жизни от уровня жизни Ваших родителей и дедов, когда они были в Вашем возрасте? С чем связаны такие изменения?

2. Приведите пример использования специфического научного языка в одном из предметов, который Вы изучали в школе. В чем заключается полезность специальных терминов?

3. Кто является в настоящее время председателем Центрального банка Российской Федерации? Кто в настоящее время является министром финансов?

4. Учитывают ли люди в повседневной жизни принцип альтернативных издержек? Приведите собственные примеры. Всякие ли издержки являются альтернативными?

Ситуации, тесты, задачи

1) В настоящее время экономика дает человеку гораздо больше благ, чем 1000 лет назад. Можно ли на основании этого говорить, что эффективность современной экономики заметно выше, чем в прошлом?

2) Может ли быть один и тот же ресурс или товар быть редким в один период времени и/или в одном месте и неограниченным в другой период времени и/или в другом месте? Приведите несколько примеров, которые бы подтверждали ваши теоретические рассуждения.

3) Есть различные классификации потребностей. Рассмотрите классификацию А. Маслоу и для каждой его ступени подберите несколько конкретных потребностей.

4) Как заметил один французский философ, «абстрагирование есть экономический образ использования нашего мозга, интеллектуальные способности которого ограничены». Какие методы и приемы познания использует формальная логика?

5) А. Смит утверждал, что «Экономика должна быть эффективной, а не справедливой». Джон Невилл Кейнс, английский экономист, отец знаменитого Дж.М. Кейнса, «и возможно, и желательно изучение экономических закономерностей независимо от экономических идеалов и без формулирования экономических предписаний (но не наоборот)». Какой подход (позитивный или нормативный) к исследованию экономики эти ученые считают основным?

6) Английский математик Я. Стюарт писал о графических моделях: «Картинки несут гораздо больше информации, чем слова... Да, они не строгие, но они помогают думать, а такого рода помощью никогда не следует пренебрегать». Изобразите графически и объясните связи, которые могут возникнуть между: температурой воздуха и простудными заболеваниями; простудными заболеваниями и спросом на аспирин; количеством осадков в месяц и числом проданных зонтов; размером оплаты за обучение и числом студентов в вузе; известностью и популярностью исполнителя и ценами на его выступление.

7) В экономическом анализе часто используется предположение «при прочих равных условиях», однако, в нем заключается опасность. Объясните, какая? Исходя из здравого смысла и Вашего повседневного опыта, определите, какие функциональные связи существуют между: а) ценой товара и величиной спроса на него; б) Вашим денежным доходом и Вашими сбережениями; в) Вашим денежным доходом и расходами на текущее потребление; г) процентом за предоставление ссуд и спросом на кредит. Какие из этих зависимостей прямые и какие обратные? Учитывался ли при Ваших ответах принцип «при прочих равных условиях»?

8) Определите, кто является создателем первой экономико-математической модели: а) Ф. Кенэ; б) А. Смит; в) К. Маркс; г) М. Фридмен; д) А. Маршалл.

9) Проблема редкости может быть решена, если: а) люди смогут отказаться от конкуренции в пользу сотрудничества; б) будут открыты новые, практически неисчерпаемые источники энергии; в) все страны мира станут постиндустриальными обществами; г) все сказанное верно; д) все сказанное неверно.

10) Микроэкономика, в отличие от макроэкономики, изучает: а) только поведение отдельного потребителя; б) экономику территориальной единицы; в) экономические явления в течение короткого промежутка времени; г) поведение отдельных экономических показателей; д) взаимодействие структурных единиц экономики.

11) Термин «предельный» в экономической теории означает: а) небольшое изменение экономической величины; б) пограничное изменение экономической величины; в) дополнительное изменение экономической величины; г) очень большое изменение экономической величины.

12) Сопоставьте и разместите в исторической последовательности:

Экономисты: А. Маршалл, А. Смит, Ф. Кенэ, К. Маркс, А. Монкретьен, Д. Кейнс, Р. Коуз.

Ключевое слово: трансакционные издержки, рыночное равновесие, совокупный спрос, прибавочный продукт, прибавочная стоимость, невидимая рука, политическая экономия.

13) Верны ли следующие утверждения: а) проблема ограниченности ресурсов существует только для индивида, но не для общества в целом; б) концепцию «экономического человека» разработал Д. Кейнс; в) экономическая модель всегда имеет тенденцию включать в себя небольшое число деталей; г) современная неоклассическая экономическая теория является исключительно позитивной экономической наукой, очищенной от нормативных аспектов; д) экономическая теория основана на предположении об ограниченности потребностей.

14) Что характеризует свободное благо: а) небольшие издержки его производства; б) низкая цена; в) доступность любому потребителю; г) предоставление его государством.

15) Какое из определений наиболее точно соответствует пониманию предмета экономической теории современными неоклассиками? а) "экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми"; б) "экономическая теория есть наука об использовании редких или ограниченных ресурсов для производства различных товаров… и распределения их между членами общества в целях потребления"; в) "экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства"; г) "экономическая теория есть наука о богатстве".

16) К экономике какого типа относится следующее высказывание: «В связи с высокими темпами инфляции было повышено пособие по безработице»? а) к традиционной; б) к рыночной; в) к смешанной; г) к командной; д) к любой.

17) В каких из названных ситуаций речь идет о предельной (маржинальной) величине: а) 200 тыс. автомашин в год – это максимальный возможный выпуск продукции на автозаводе при полном использовании всех имеющихся ресурсов; б) официальный прожиточный минимум показывает наименьшую сумму дохода, необходимую для поддержания жизнедеятельности индивида; в) свой третий костюм вы собираетесь использовать в представительских целях; г) вторую сотню тысяч рублей лучше положить в банк, а не вкладывать в ценные бумаги.

18) У студента, который имеет возможность получить работу с оплатой от 15000 до 19000 рублей в месяц, альтернативные издержки одного свободного (нерабочего) месяца: а) 15000 руб.; б) 19000 руб.; в) 4000 руб.; г) 34000 руб.; д) 17000 руб.

19) Альтернативные издержки получения образования не включают: а) заработную плату, которую вы бы получали, если бы вам не надо было бы ходить на занятия; б) деньги, потраченные на учебники; в) деньги, потраченные на питание за данный период; г) плату за обучение; д) плату за проезд до места учебы.

20) Постройте кривую производственных возможностей, используя следующие данные:

  А Б В Г Д Е Ж З
Мороженное
Майонез

Определите альтернативные издержки производства майонеза при переходе из точки А в точку Б, из Г в Д, из Е в Ж, объясните причину увеличения альтернативных издержек. Отметьте две произвольные точки, одна из которых будет соответствовать неэффективному уровню производства, а другая невозможному.

21) Производственные возможности хозяйства, в котором все имеющиеся ресурсы расходуются на производство двух экономических благ – огурцов и помидоров, представлены в таблице:

  А Б В Г Д Е
Огурцы (кг)
Помидоры (кг)

Постройте кривую производственных возможностей. Определите альтернативные издержки производства 1 кг помидоров при переходе от альтернативы Б к альтернативе В и при переходе от альтернативы Г к альтернативе Д. Объясните различие полученных результатов.

22) Найдите максимальную и минимальную альтернативные стоимости 10 пушек на кусочно-линейной кривой производственных возможностей, заданной точками А (0,50), Б (10, 45), В (20, 35), Г (30, 20), Д (40, 0), где первая координата - это пушки, а вторая - тонны масла. Объясните различие полученных результатов.

23) На одном поле фермер может вырастить 300 кг свеклы или 100 кг моркови, а на другом 200 кг свеклы или 400 кг моркови, засевая поле полностью либо свеклой либо морковью, либо линейно их комбинируя. Нарисуйте кривую производственных возможностей фермера. Каковы альтернативные издержки производства 300 кг моркови?

24) В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса. Гизия располагает 200 ед. труда с производительностью 1 м ткани или 6 кг мяса. Буридания и Гизия решили объединиться. Нарисуйте КПВ нового государства «Буригизия». Доступно ли объединенной экономике производство 500 м ткани и 600 кг мяса? Если доступно, то каковы альтернативные издержки производства 1 кг мяса и 1 м ткани?