Вопрос 2.
Под закономерностью понимается объективно существующая повторяющаяся, существенная связь явлений в любой сфере общественной жизни или этапов этого процесса (В.И. Смирнов).
Закономерности воспитания – это объективные, существенные, устойчивые связи в воспитательном процессе, реализация которых определяет его ход, направленность и продуктивность.
Закономерности воспитательного процесса обусловлены как закономерностями воспитания как общественного явления, так и закономерностями развития личности.
Важнейшей из закономерностей воспитания является зависимость воспитания как особой сферы жизнедеятельности людей от совокупности объективных и субъективных факторов общественной жизни. Эта общая закономерность выражается в зависимости воспитания: от способа производства материальных благ; от политической системы, господствующей идеологии; от социальной структуры общества; от духовной культуры её членов.
К более частным закономерностям воспитания относятся (Л. В. Байбородова, П. И. Пидкасистый, М. И. Рожков, В. А. Сластёнин и др.):
· воспитание ребёнка осуществляется только на основе активности самого ребёнка;
· воспитание личности происходит в организованном и направляемом педагогом процессе жизнедеятельности ребёнка;
· чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой;
· содержание деятельности детей в процессе их воспитания обусловлено изменяющимися потребностями детей и потому вариативно, определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями;
· определяющую для воспитания роль в деятельности имеет характер отношений, складывающихся и функционирующих между ребёнком и обществом, его частями и отдельными людьми;
· влияние на воспитание человека окружающих его людей тем выше, чем более они включены в его деятельность и отношения и чем более их действия, поступки и поведение отвечают потребностям данного человека;
· развивающаяся автономия и психологическая эмансипация ребёнка предписывает воспитанию так называемый «скрытый характер»;
· процесс общего социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом воспитания (В. А. Сластёнин).
Закономерности воспитания реализуются через принципы.
Под принципами воспитания понимают общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.
А. В. Мудрик выделяет следующие принципы социального воспитания:
1. Принцип природосообразности воспитания:
· воспитание основывается на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов;
· воспитание согласовывается с общими законами развития природы и человека;
· воспитание сообразно полу и возрасту;
· формирование у обучающегося ответственности за развитие самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию ноосферы.
2. Принцип культуросообразности воспитания:
· воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с ценностями и нормами тех или иных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям;
· приобщение детей, подростков, юношей к различным пластам культуры этноса, общества, мира в целом (бытовая, физическая, сексуальная, духовная, интеллектуальная, материальная, экономическая, политическая, нравственная культуры).
3. Принцип вариативности социального воспитания:
· его необходимость определяется многообразием и мобильностью потребностей и интересов личности, общества;
· предполагает, что условия для развития и духовно-ценностной ориентации планомерно создаются на федеральном, региональном, муниципальном и локальном уровнях основываясь на общечеловеческих ценностях, учитывая этнические особенности и региональные, муниципальные, локальные условия, а также используя возможности для личностного, возрастного, дифференцированного и индивидуального подходов;
· создание многообразных видов и типов воспитательных организации, что позволяет удовлетворить самые разнообразные интересы;
· дифференциация содержания, форм и методов социального воспитания применительно к разным видам и типам воспитательных организаций, половозрастным особенностям воспитанников и др.;
· построение региональных, муниципальных, локальных воспитательных систем.
4. Принцип коллективности социального воспитания:
· социализация подрастающего поколения осуществляется во взаимодействии с группами сверстников и старших;
· социальное воспитание, осуществляясь в коллективах различных типов, дёт опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, создаёт условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения;
· позволяет приобрести опыт адаптации и обособления в обществе.
5. Принцип центрации социального воспитания на развитии личности:
· стратегия и тактика социального воспитания должны быть направлены на помощь обучающимся в становлении, обогащении и совершенствовании их человеческой сущности, в создании условий для развития личности, исходя из её приоритета перед группой и коллективом;
· процесс воспитания, воспитательные организации, коллектив могут рассматриваться лишь как средства развития личности, ограничение приоритета которой возможно настолько, насколько это необходимо для обеспечения прав других личностей;
· необходимость решения естественно-культурных задач предполагает целенаправленное создание условий для физического и сексуального развития;
· необходимость решения социально-культурных задач предполагает создание условий для интеллектуального и социального развития;
· необходимость решения социально-психологических задач предполагает создание условий для личностного развития человека (развитие рефлексии и соморегуляции, помощь в осознании себя, в самоопределении, самореализации, самоутверждении).
6. Принцип диалогичности социального воспитания:
· рассмотрение воспитания как субъект-субъектного процесса;
· принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация и развитие обучающихся осуществляется в процессе такого взаимодействия воспитателя и воспитанников, содержанием которого являются обмен ценностями интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными), а также совместное продуцирование ценностей в быту и жизнедеятельности воспитательных организаций.
7. Принцип незавершимости воспитания:
· связан с мобильным характером социализированности личности;
· предполагает признание каждого возрастного этапа развития человека самостоятельной индивидуальной и социальной ценностями, а не только подготовкой к дальнейшей жизни;
· предполагает признание, что в каждом человеке есть что-то в принципе незавершимое т.к. он находится в диалогических отношениях с миром и самим собой;
· строить процесс воспитания так, чтобы на каждом возрастном этапе каждый человек мог «состояться заново».
В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов принципы воспитания делят на: метапринципы и принципы организации воспитательной работы.
Метапринципы воспитания – это концентрирование, инструментальное выражение тех положений, которые имеют всеобщее значение, действуют в любых педагогических ситуациях и при любых условиях организации воспитания.
К метапринципам воспитания относятся: принцип непрерывного общего и профессионального развития личности; принцип природосообразности воспитания; принцип культуросообразности воспитания; деятельностный подход; личностный подход; полисубъектный (диалогический) подход; индивидуально-творческий подход; профессионально-этическая взаимоответственность.
Принципы организации воспитательной работы: принцип обучения и воспитания детей в коллективе; принцип связи воспитания с жизнью и производственной практикой; принцип эстетизации детской жизни; принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников; уважение к личности ребёнка в сочетании с разумной требовательностью к нему; принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности; согласованности требований школы, семьи и общественности; принцип увлечения воспитанников перспективами, создание ситуации ожидания завтрашней радости; принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий.