Лекция. Столыпинская программа модернизации России.

1. Аграрная реформа.

2. Административная реформа.

3. Школьная реформа.

4. Ужесточение национальной политики.

5. Последний меморандум Столыпина.

Аграрная реформа.Если реформы политической системы были вырваны у царизма напором революционных выступлений, то реформирование традиционных социально-экономических структур началось уже после спада революции, что свидетельствовало о том, что власть извлекла из революции определенные уроки и взяла на некоторое время инициативу реформирования страны в свои руки. Проведенные в стране преобразования связанны с именем председателя Совета Министров П.А.Столыпина.

П.А.Столыпин был убежден, что «реформы во время революции необходимы, так как революцию породили в большей мере недо­статки внутреннего уклада. Если заняться исключительно борьбой с революцией, то в лучшем случае устраним последствия, а не при­чину»[1].

Обобщив все имеющиеся законодательные наработки своих предшественников, он разработал программу комплексных системных реформ, нацеленных на формирование буржуазной социальной структуры, гражданского общества правового государства. Эту программу П.А. Столыпин изложил в своей речи при открытии Второй Государственной Думы 6 марта 1907 г.

Краеугольным камнем преобразований должна была стать уже начавшаяся к тому времени аграрная реформа, которая, по замыслу премьер-министра, выполняла две взаимоувязанные и взаимообусловленные функции – политическую и социально-экономическую. Наиглавнейшей задачей П.А.Столыпин считал формирование широкого слоя крестьян-соб­ственников, который должен стать не только основным источником формирования среднего класса, но и прочным фундаментом гражданского общества и правового государства, гарантом единства и целост­ности России. Вместе с тем реформа должна была резко повысить уровень производительных сил в стране, способствовать укреплению рыночных основ экономики.

Свою аграрную реформу Столыпин начинал не с чистого листа. Уже к началу 1905 г., стараниями С.Ю.Витте, В.И.Гурко, А.В.Кривошеина определились основные контуры реформы, ее цели и задачи. Правительствами И.Н.Дурново и С.Ю.Витте проведен целый ряд мероприятий, содержавших частичные уступки крестьянству. В марте 1903 г. была отменена круговая порука в общине. В августе 1904 г. крестьян освободили от телесных наказаний. 3 ноября 1905 г. в царском манифесте было объявлено об уменьшении с 1 января 1906 г. наполовину и о полном прекращении с 1 января 1907 г. выкупных платежей. В этот же день последовал указ об установлении более льготных условий для выдачи ссуд из Крестьянского поземельного банка. 4 марта 1906 г. были учреждены губернские и уездные землеустроительные комиссии с целью оказания помощи Крестьянскому банку в деле покупки крестьянами земель. Указ от 10 марта 1906 г. предоставлял право всем крестьянам и мещанам-землепашцам без особого разрешения «начальства или общественного схода свободно переселяться на отведенные для этого в губерниях и областях Азиатской России казенные земли…». Всем переселенцам предоставлялись ссуды на переезд (путевые) и на общественные надобности. Отменялись все существовавшие прежде административные ограничения, кроме предварительной отправки крестьянами своих ходоков для закрепления земли на новом месте. При этом ходаческие свидетельства для льготного проезда выдавались всем желающим без ограничения.

Серию «столыпинских аграрных» указов открывали законодательные акты от 12 и 27 августа 1906 г. о передаче Крестьянскому банку казенных и удельных земель с целью последующей их продажи крестьянам по цене на 20% ниже рыночной. 5 октября 1906 г. указом «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц бывших податных сословий» крестьянство впервые уравнивалось в гражданских правах с другими сословиями. Указ ликвидировал все ограничения при поступлении крестьян на государственную службу и в учебные заведения. Им предоставля­лось право свободного получения паспортов (без прежнего согласия на то общины) и выбора места жи­тельства, устранялись препятствия к уходу крестьян на заработки, отменялись статьи законодательства, запрещавшие семейные раз­делы; крестьяне-собственники земли, могли участвовать в земских выборах по курии землевладельцев. Также несколько ограничивались права земских начальников. Им было запрещено самостоятельно арестовывать и штрафовать крестьян (только через волостной суд, который по-прежнему оставался в их распоряжении).

И, наконец, 9 ноября 1906 г. последовал знаменитый указ, который составил основу столыпинского аграрного законодательства. Согласно указу каждый домохозяин имел право закрепить в личную собственность общинные земли, находящиеся в его пользовании. При этом он мог потребовать объединения разрозненных полосок земли в единой меже (или получать денежную компенсацию от общины за те полоски, которые нельзя было объединить).

Позднее, в 1910 г., в процессе преобразования указа от 9 ноября 1906 г. в закон, Государственный совет добавил положение, по которому все общинные земли, которые с 1861 г. не подвергались полным земельным переделам объявлялись приватизированными, а владеющие ими общины — несуществующими.

Указ от 15 ноября 1906 г. разрешил крестьянам закладывать общинные земли. Это решение позволяло значительно увеличить земельные фонды Крестьянского банка, а также повысить сумму кредитов, предоставляемых крестьянам.

В 1911 г. была создана административная система, направленная на совершенствование общинных и межобщинных переделов земли, землеустройства и особенно на создание хуторов. Такие хозяйства, расположенные на одном большом наделе в стороне от деревни, Столыпин считал оптимальной формой мелкособственнического сельского хозяйства. Они пользовались льготами на земельных торгах, проводимых государственным Крестьянским банком, при предоставлении государственных кредитов и приватизации общинной земли. Согласно Положению о землеустройстве на землеустроительные комиссии были возложены непосредственно землеустроительные функции (их техническое выполнение), функции контроля за правильностью установления межевых границ, а также разрешение всех возникающих споров. При этом постановления губернских землеустроительных комиссии имели силу судебных решений.

Аграрная реформа изменила социальный облик российской деревни. По данным Фонда изучения наследия П.А.Столыпина в 1907-1915 гг. из общины вышло более 3 млн. хозяев или 1/4часть общей численности всех крестьянских хо­зяйств. На надельных землях было образовано около 300 тыс. хуторов и 1,3 млн. отрубов. 90 % клиентов Крестьянского банка составляли индивидуальные крестьянские хозяйства. В эти годы крестьяне приобрели у Банка или купили с его помощью 9,8 млн. десятин, получив льготных ссуд на сумму более 929 млн. рублей[2].

Одновре­менно усилился процесс мобилизации крестьянских земель, освоение окраин Империи. В 1906-1915 гг. число переселенцев за Урал составило 3,1 млн. чел., т.е. в два раза больше, чем за все предыдущее десятилетие[3].

Столыпинская земельная реформа стимулировала развитие сельского хозяйства. Сбор хлеба в среднеурожайном 1913 г. по сравнению с началом ХХ в. возрос с 4 млрд. пуд. до 5,6 млрд. пуд. (86 млн. т), а в пересчете на душу населения с 400 кг до 550 кг. Производство и ввоз из-за границы сельскохозяйственных машин увеличилось с 1906 по 1912 г. на 342%. Посевная площадь в начале века была 74,8 млн., а в 1914 г. – 85,4 млн. (т.е. увеличение составило 14%), в том числе в черноземной полосе – на 8%, в Сибири – на 71%, на Северном Кавказе – на 47%. урожайность зерновых поднялась с 7 до 9 ц с гектара, возрос экспорт хлеба, масла, мяса, льна, леса, яиц, сахара. В 1913 г. только из Сибири было вывезено 6 млн. пуд. сливочного масла (больше, чем вывозила Дания, главный мировой экспортер масла). В значительной степени этот подъем сельского хозяйства был результатом увеличения прослойки зажиточного крестьянского хозяйства (доля помещичьих хозяйств в производстве уменьшалась)[4].

Столыпинская аграрная реформа, несомненно, имела либеральную направленность, стремясь к появлению в России независимого крестьянства западного типа. При этом, по мысли Столыпина, индивидуальное крестьянское хозяйства должно было способствовать воспитанию гражданского самосознания, привития уважения к частной собственности и закону. Однако если процесс разрушения общины можно было санкционировать «сверху» и провести в сравнительно короткие сроки, то ломка общинных стереотипов крестьянского сознания требовала достаточно длительного времени и могла произойти лишь на основе усвоения крестьянами новых экономических отношений и этических норм. П.А.Столыпин считал, что на это потребуется не менее 20 лет. Однако история этого времени ему не предоставила.

Школьная реформа. Правительство понимало, что успехи экономического развития страны зависят от уровня просвещения и профессиональной подготовки населения. Столыпин планировал совместно с обществен­ными учреждениями (земствами и городскими управами) создать единую и общедоступную образовательную сеть, включавшую всеобщее начальное, среднее и высшее образование.

Еще в начале 900-х годов, под давлением земской общественности, Министерство просвещения приступило к разработке закона о введении всеобщего начального образования. Проект закона был представлен в I, а затем во II Думу, но ни та, ни другая не успели его рассмотреть. Первая статья проекта провозглашала: “Всем детям обоего пола должна быть предоставлена возможность по достижении школьного возраста пройти полный курс обучения в правильно организованной школе”[5]. При этом создание и оснащение необходимого числа школ правительство возложило на учреждения местного самоуправления - земства, городские управы и сельские общества. Лишь в июне 1912 г. III Дума утвердила законопроект, установив 10-летний срок введения всеобщего начального образования в стране.

Сама по себе идея всеобщего начального образования и способы ее претворения в жизнь не вызывали возражения ни в Думе, ни в Государственном совете. Споры развернулись по вопросам о том кому должны подчиняться школы, имеет ли смысл объявлять начальное образование обязательным, возможно ли преподавание на национальных языках.

Но для Столыпина эти проблемы имели второстепенное значение. Главным было то, что проект отвечал его основному замыслу - дать возможность крестьянам-собственникам и их детям повысить свой культурный и образовательный уровень. Правительство, не дожидаясь принятия закона в Думе, фактически приступило к его осуществлению, значительно увеличив расходы Министерства народного просвещения на начальное образование с 8 286 672 руб. в 1906 г. до 35 884 672 руб. в 1910 г.[6] К середине 1910 г. почти все земские управы пожелали воспользоваться министерскими пособиями и более половины, получив их, приступили к осуществлению планов по введению всеобщего начального обучения.

Кроме того выделялись зна­чительные средства на подготовку и переподготовку учителей. В частности, были организованы ознакомительные поездки за границу для изучения европейского опыта постановки школьного образования.

Однако в самом порядке организации всеобщего начального обучения крылись серьезные недостатки. Предусматривалось подчинить начальные школы училищным советам, председателями которых оставались предводители дворянства, хотя едва ли не все земства высказались за выборность этой должности. Фактически произошел отказ и от принципа единства школы, так как церковно-приходские школы оставались в введении Синода.

Большое внимание Столыпин уделял дальнейшему развитию среднего и высшего образования, развитию отечественной науки и куль­туры. Правительство финансировало научно-промысловые исследования в Архангельской губернии и у берегов Мурмана[7], международное исследование Северных морей и Север­ного Ледовитого океана, археологические исследования Кавказа и восточных губерний. Значительные средства были выделены на подготовку фундаментальных научных изданий, таких как «Памятники дипломатических отношений Древней Рос­сии с иностранными державами», архивные документы XVI-XVIII вв., Письма и бумаги императора Петра Великого, труды Русской Полярной экспедиции 1900-1903 гг., материалы по истории рус­ско-японской войны.

П.А. Столыпин был убежден в том, что сохранение и преумножение славных традиций науки и культуры является одним из главных факторов формирования нацио­нального сознания русского общества и его патриотического вос­питания.

Административные реформы.П.А.Столыпин прекрасно понимал, что его замыслы встретят сопротивление как со стороны правоконсервативных кругов, так и со стороны левых элементов. Поэтому он сделал ставку на регулирующие функции государства, а это потребовало, в свою очередь, перестройку и укрепление административного аппарата, создания сильной вертикали исполнительной власти. Поэтому важнейшей составной частью Столыпинского проекта должна была стать административная реформа, коренным образом перестраивающая местное управление и самоуправление.

Основная цель реформы местного управления состояла в том, чтобы, с одной стороны, ли­квидировать архаичные сословные структуры (земских начальни­ков, уездных предводителей дворянства), а с другой - укрепить гу­бернские и уездные органы власти назначаемыми из центра чиновни­ками - начальниками уездов и участковыми ко­миссарами. При этом предполагалось значительно расширить полномочия губернато­ров, поднять престиж губернских чиновников, улучшить их подготовку и увеличить жалованье.

Реформа местного самоуправления предусматривала распро­странение земства на всю территорию Российской империи, вклю­чая Прибалтику, Западный край и Польшу; расширение полномочий земских органов; создание, в качестве низшего административного зве­на, всесословной волости, а в крупных селах и поселках, где проживало некрестьянское население, - поселкового управления.

Таким образом, предполагалось создать гибкую и эффективную систему взаимосвязанных органов управления и самоуправления (при строгом разграничении их функций и компетенций), ориентированную на происходящие в связи с аграрной реформой соци­альные изменения в стране. Создание низовых институтов управления и самоуправления (волостного и поселкового) предоставляло крестьянам-собственникам реальную возмож­ность активного участия в выработке и принятии жизненно важ­ных для себя решений.

Кроме того, являясь твердым сторонником законности и правопорядка, Столыпин считал необходимым унифицировать суде­бную системы страны. Реформа суда и судо­производства предусматривала:

восстановление института мировых судей,

введение защиты на стадии предварительного след­ствия,

включения в уголовный кодекс статей об условном осуждении и условно-досрочном освобождении,

разработка мер по гражданской и уголовной ответственности должностных лиц, нарушивших закон,

повышение окладов су­дьям и другим чинам судебного ведомства.

По замыслу Столыпи­на, реформирование должно было создать единое правовое пространство в масштабах Россий­ской империи, привести судебную систему в соответствие с происходящими в обществе изменениями, сделать суд более доступным для граждан. Одновременно предполагалось преобразовать и полицию: общая полиция должна была слиться с жандармскими управлениями, а функции политического дознание передавались следственным органам.

В это же время правительство внесло в Думу законопроекты об уравнении в правах старообрядцев и расширение прав евреев, о государством страховании и пенсиях для рабочих, а также проект о введении всеобщего начального образования.

Однако ни один из этих законопроектов так и не стал законом — одни были отклонены Думой, другие — Государственным советом. Законопроект о частичном снятии ограничений с торговых прав евреев сумел прой­ти через обе палаты, однако царь отказался его подписывать.

Ужесточение национальной политики.1909 г. стал переломнымв политической карьере Столыпина. Сложившаяся против него коалиция, в которую входили влиятельные группировки Государственного совета и Объеди­ненного дворянства, высшие иерархи православной цер­кви, многие высокопоставленные чиновники, которые ощущали себя не у дел в свете новых политических экспериментов, а также большая часть царского окружения («камарилья») в союзе с крайне правыми политиками Думы и некоторы­ми близкими к ним журналистами, устроила шумную травлю премьер-министра.

Столы­пин подал прошение об отставке. Царь отставки не принял. Премьер-министр, пытаясь умиротворить своих влиятельных врагов, изменил риторику своих выступлений перейдя с либеральной лексики на патриотическую, и перенеся акцент своей преобразовательной деятельности на русификацию «ок­раин», пытаясь разыграть националистическую карту.

Основной целью реформ он объявил создание «великой России». Этот программный лозунг подразумевал помимо всего прочего сохранение целостности и единства Российской империи, при главенстве в ней русской нации. Правительство поспешило ликвидировать те немногие уступки, которые были вырваны национальными окраинами во время революции.

Особую озабоченность вызывало положение в Финляндии, власти которой, по мнению правых, проводили курс ведущий к почти полному ее обособлению «в ущерб Российскому государству». В то же время в связи с появлением общеимперского парламента - Государственной думы, правительство считало необходимым пересмотреть полномочия финляндского сейма.

Весной 1910 г. в Думу был внесен законопроект «О порядке издания законов, касающихся Финляндии». В нем определялось, что общеимперские законы, затрагивающие Финляндию, должны были приниматься только в Государственной Думе и Государственном совете, а мнение финляндских Сената и сейма могло не учитываться. При этом перечень вопросов, относимых к общеимперскому законодательству, включал все стороны внутренней жизни Финляндии - основные начала ее собственного государственного строя, охрану порядка и суд, школьное дело, законодательство о партиях и печати и т.д. Т.е. законопроект фактически ликвидировал финляндскую автономию.

17 июня 1910 г. законопроект был утвержден Николаем II. Когда же финская общественность запротестовала против этого закона, царь в октябре 1910 г. досрочно распустил Финляндский сейм и назначил новые выборы. Причем депутатов предупредили, что если они не подчинятся роспуску, то император готов прибегнуть к военной силе.

Российские власти усилили и антипольскую направленность своей политики. Третьеиюньский избирательный закон резко сократил польское представительство в Думе —с 37 до 14 депутатов, причем 2 из них избирались особо от русского населения. В 1907-1908 гг. были закрыты все национальные культурно-просветительные общества и учреждения, обвиненные в том, что их деятельность ведет «к усугублению начал национальной обособленности и розни». В 1912 г. Министерство Внутренних Дел отменило законопроект 1907 г., допускавший открытие новых католических монастырей, ссылаясь на сведения об организации монастырями «недозволенного тайного обучения в духе воинствующего полонизма».

Антипольскую направленность имел и принятый в 1911 г. закон о земстве в Западных губерниях. Столыпин предложил ввести земства только в 6 из 9 губерний края, в которых проживало значительное число русского населения. При этом в разрез с общероссийским избирательным законом, предусматривающим деление избирателей по сословному принципу, этот закон разделил избирателей Западных губерний по национальным куриям - польскую и русскую. Более того, особыми правилами вводились ограничения на представительство поляков-помещиков в земском самоуправлении. Премьер-министр и не скрывал, что главная цель закона «запечатлеть открыто и нелицемерно, что Западный край есть и будет край русский, навсегда, навеки!»

Правительство продолжило политику притеснения еврейского населения. Прежде всего были введены более жесткие ограничения приема евреев в учебные заведения. С августа 1908 г. число студентов-евреев в столичных высших учебных заведениях не должно было превышать 3%; для других городов вне «черты оседлости» - 5% ; и 10% - в черте.

Тем не менее, Столыпин так и не обрел доверия правых кругов, в то же время многие депутаты Думы, которые относились к нему с уважением, не считали для себя возможным поддерживать премьер-министра в его «поправении».

Серьезный удар правые нанесли Столыпину в марте 1911 г. при обсуждении законопроекта о введении земств в западных губерниях в Государственном совете. Коалиция, возглавляемая П.Н.Дурново (предшественником Столыпина на посту министра внутренних дел) и Д.Ф.Треповым отклонила этот законопроект, аргументируя свое решение тем, что закон ущемляет права помещиков, а национальные курии будут спо­собствовать разъединению страны.

Сразу же после голосования Столыпин подал в отстав­ку. Николай колебался, и лишь настойчивое вмешательство вдовствующей импе­ратрицы Марии Федоровны и некоторых великих князей удержали его от подписания прошения. Император был вынужден согласился на все требования Столыпина. Он распустил (на три дня) обе законодательные палаты, чтобы провести данный закон по 87 статье, а также удалил из Санкт-Петер­бурга Дурново и Трепова. Однако отчуждение между царем и премьер-министром стало стремительно нарастать. Устранение Столыпина с политической арены стало лишь вопросом времени. Был даже выбран способ его осуществления — сделать Столыпина наместником Кавказа, что удалило бы его от Санкт-Петербурга и реальной политики. Но реализации этого плана помешала трагическая смерть премьер-министра. Столыпин был смертельно ранен в сентябре 1911 г. Д.Багровым, являвшимся одновременно сотрудником охранки и членом анархистского движе­ния. Его выстрел и удивительная некомпетентность чинов охраны дали основание многим (включая семью Столыпина) считать, что его смерть последовала в ре­зультате заговора офицеров полиции.

Последний меморандум Столыпина.В 1953 г. близкий сотрудник П.А.Столыпина А.Зенковский передал дочери Столыпина, которая проживала в США, записи, продик­тованные ему премьер-министром в мае 1911 г., в кото­рых содержался долгосрочный проект дальнейших по­литических преобразований в России. Семья Столыпина подтвердила подлинность этих заметок. Некоторые историки отне­слись к ним скептически.

Последний меморандум Столыпина царю содержал проект реорганизации центральных исполни­тельных структур: создание семи новых министерств (труда, местного самоуправле­ния, национальностей, социального обеспечения, исповеданий, об­следования и эксплуатации природных богатств, здравоохране­ния); реорганизацию действующих министерств (финансов, народ­ного просвещения, военного, морского, внутренних дел, ино­странных дел, и даже Совета министров); понижение земского ценза (примерно в 10 раз) с тем, чтобы в земском управлении мог­ли принимать участие владельцы хуторов и рабочие, имеющие не­движимую собственность. Он предполагал также увеличить более чем в три раза государст­венный бюджет (с 3 до 10 млрд руб. в год) и использовать это увеличение для крупномасштабных структурных ин­вестиций, совершенствование административного аппа­рата, а также на социальные нужды. Его план предусматривал децентрализацию государственного управления путем значительного расширения полномо­чий земств, расширение полномочий премьер-министра, предоставление полного равенства нерусским народам империи.

Таким образом, политика, проводимая П.А.Столыпиным усиливала процесс буржуазной трансформации социальной структуры российского общества с перспективой укрепления основ правового государства и гражданского общества. Задуманная им ломка патриархальных установок русского крестьянства и насаждение буржуазных стереотипов поведения требовала значительного времени, это понимал и сам реформатор. Однако довести до логического конца процесс модернизации страны Россия не успела. В то же время столыпинский план реформирования страны в кризисной ситуации представ­ляет собой уникальный опыт, не потерявший своей актуальности и в наши дни. Петр Аркадьевич Столыпин фактически определил контуры новой национальной идеологии, базисными элементами которой являлись: твердый правовой порядок, единое и неделимое государство, сильная вертикаль ис­полнительной ветви власти, частная собственность и свободный труд, патриотизм и международный авторитет Российской дер­жавы.

 


[1] Цит. по: П.А.Столыпин: Программа реформ. Документы и материалы. В 2 т. /Т.1. – М., 2003. – С. 6.

[2] П.А.Столыпин: Программа реформ. Документы и материалы. В 2 т. /Т.1. – М., 2003. – С. 9.

[3] Там же. – С. 10.

[4] Тюкавкин В.Г. Предисловие / Кривошеин К.А. Александр Васильевич Кривошеин. Судьба российского реформатора. – М., 1993. – С. 28-29

[5] Законопроект министерства народного просвещения, внесенный в Гос. думу 20 февраля и 1 ноября 1907 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pedobzor.ru/ped028.html

[6] Веселовский Б.Б. История земства за сорок лет. Т. 1-4, СПб, 1909-1911 / Т. IV. - СПб., 1911. - С.96, 102-103.

[7] Мурманом назывался северный берег Лапландского полуострова, от устья р. Ворьемы, составляющей границу между Россией и Норвегией, до мыса Св. Нос.