Ролевая концепция личности. Социальные статусы и роли.

 

Совокупность парадигм, рассматривающих значение социаль­ной роли, принято называть ролевыми теориями, или концепция­ми, личности.Коротко охарактеризуем основные положения тео­рий разных авторов, их особенности.

В литературе нет единого мнения о том, кто является автором ролевой теории личности. Солидный западный справочник называет создателем ее Теодора Сарбина. Некоторые российские авторы связыва­ют ролевую концепцию личности с именем Т. Парсонса. Личность при этом понимается как «функция от той совокупности социальных ролей, которые исполняет индивид в обществе». Поскольку же «роли связаны с пребыванием человека в социальных группах, то личность тем самым есть производное от тех групп, в которые включен инди­вид». К сожалению, в большинстве случа­ев эти утверждения лишены ссылок на первоисточники, в которых могла бы быть зафиксирована та или иная вариация ролевой концеп­ции личности.

Имеется обоснованное мнение, что в отечественную традицию ролевая концепция личности введена И.С. Коном. Учитывая, что личность с позиций отечественной науки традиционно понимается как некое социальное свойство или качество человека, Кон формулирует вполне приемлемое для начала определениеличности как единства или совокупности социальных ролей. Поскольку же функция может пониматься как специфический вид деятельности, то личность оказывается неким единством или совокупностью специфических видов деятельности.

Схожие представления о том, что реальным базисом личности является совокупность общественных по природе отношений века с миром, реализующихся в его деятельности, точнее, в совокупности его многообразных деятельностей, сформированы А.Н. Леонтьевым.

Однако описание личности лишь через перечисление социальных ролей - гражданин, отец, член профсоюза, преподаватель и т. д. - как это предложил И.С.Кон, следует признать недостаточным. Оно оказывается очень «бедным» и бледным». Поэтому возникает задача обогатить само понятие роли, указав ее конкретные и существенные признаки. Имея группу понятий, отражающих эти признаки, можно сделать и описание личности более богатым, содержательным.

В западной традиции задачу обогатить описание роли группой стандартных понятий поставил А. Инкельс. При этом эти понятия должны были: 1) быть пригодны для описания личности, 2) иметь социологическое значение, 3) описывать роль как некое сложное явление и 4) давать возможность систематически сравнивать роли между собой. К перечню этих требований следует добавить еще одно, но возможно, рещающее: эти понятия должны быть равно пригодны и для описания личности (человека как социального существа), и для описания деятельности. Это требование вытекает из самого oпределения личности как системы или совокупности социальных ролей или специализированных видов деятельности.

Т.Парсонс одним из первых предпринял попытку систематиза­ции социальных ролей. Он считал, что для любой роли характе­рен набор следующих основных пяти характеристик: эмоциональ­ная содержательность, некоторые роли, например, медсестры требуют определённой сдержанности - медсестра; способ получения роли (предписывание или приобретение); масштаб, некоторые роли ограничены строго определёнными аспектами взаимодействия людей (врач-пациент); формализация (строго установленная или размытая) взаимодействие в соответствии с установленными правилами; мотивация, разные роли обусловлены различными мотивами.

Ч. Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают своё «зеркальное Я», состоящее из 3-х элементов:

1)того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие (Я уверена, что люди обращают внимание на мою новую причёску); 2)того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят (Я уверена, что им нравится моя новая причёска); 3)того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других (Видимо, я буду всегда так причёсываться).

Эта теория придаёт важное значение нашей интерпретации мыслей и чувств других людей. Американский психолог Дж.Мид пошёл дальше в своём анализе процесса развития нашего «Я». По мнению Дж.Мида, процесс формирования личности включает три стадии. Первая – имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Маленький мальчик может «помогать» родителям вычистить пол, таская по комнате свой игрушечный пылесос или даже палку. Затем следует игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определённых ролей: врача, пожарного и т.д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли. Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, какой придают им другие члены общества.

Дж.Мид считает, что человеческое «Я» состоит из двух частей: «Я-сам» и «Я-меня». «Я-сам» - это реакция личности на воздействие других людей и общества, в целом. «Я-меня» - это осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей. «Я-сам» реагирует на воздействие «Я-меня» так же, как и на воздействие других людей.

Третий этап, по Дж.Миду, стадия коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. Например, каждый игрок футбольной команды придерживается правил и игровых идей, общих для всей команды.

Р. Линтон обратил внимание на социально-культурную приро­ду ролевых предписаний и их связь с социальной позицией лично­сти, а также на назначение социальных и групповых санкций.

Р. Дарендорф (западногерманский социолог) рассматривает че­ловека как деиндивидуализированный продукт ролевых предписа­ний, что в свою очередь отражает отчуждение личности.

Представители марксистского направления в социально-философ­ской мыслиразличают институционализированные и конвенци­онные (по соглашению) роли. Первые являются ведущими, так как обусловлены социальной структурой общества, а вторые воз­никают относительно произвольно в групповых взаимодействиях и предполагают субъективную окраску их реализации. Вместе с тем ими отмечается ограниченность ролевых теорий личности вслед­ствие их преимущественно описательного характера, недооценки устойчивости свойств личности как субъекта социальных отноше­ний.

Ролевая теория описывает социальное поведение личности двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль».

Каждый человек в процессе взаимодействия с другими людьми занимает определенное положение в обществе — он либо пре­зидент компании, либо доцент, либо инженер, либо врач, либо сту­дент и т.п. Положение, занимаемое человеком в обществе и связанное с определенными правами и обязанностями, называется социальным статусом.

Термин «статус» в Древнем Риме означал правовое положение юридического лица. В конце ХIХ века английский историк Г. Мейн начал употреблять его в социологическом смысле, для обозначения социальной позиции, занимаемой той или иной личностью в социальной структуре общества. Существенный вклад в развитие теории социального статуса внесли такие известные социологи, как Р.Липтон, Р.Мертон, Т.Парсонс и др.

Американский социолог Р. Линтон выделял «двойственное значение» понятия социальный статус. Каждый человек обладает оп­ределенным социальным статусом, в соответствии с которым занима­ет определенное место в социальной иерархии - губернатор штата, шериф, полицейский и т.п.

Поскольку каждого человека характеризует не один, а не­сколько статусов, американский социолог Р. Мертон ввел понятие «статусный набор» - это вся совокупность статусов данного индиви­да. Статусный набор - вся совокупность статусов, характеризующих данную личность в многообразии ее взаимодействий с другими лично­стями с точки зрения выполнения своих прав и обязанностей.

В этой совокупности чаще всего выделяется ключевой, или главный статус, по которому данную личность выделяют изо всех ос­тальных, например, Александр Македонский - полководец, Петр Ильич Чайковский - композитор и т.п. Главным в жизнедеятельности человека выступает тот статус, который определяет установку и направленность личности, содержание и характер ее деятельности, сте­пень ее влияния на других и т.п.

В социологии принято различать два статуса - личный и со­циальный. Социальный статус означает место, занимаемое человеком объективно в социальной структуре общества. Это - широкий смысл данного термина. Но существует специфическое восприятие социаль­ного статуса человека в общественном мнении, в предрассудках, слу­хах и т.п., которые далеко не всегда совпадают с реальным социаль­ным статусом данного индивида.

Личный статус отличается от социального тем, что положение, занимаемое человеком в малой группе, определяется именно индиви­дуальными качествами личности. Поэтому социальный статус играет приоритетную роль среди незнакомых, а личный - среди знакомых людей.

В зависимости от того, занимает ли человек определенную статусную позицию благодаря наследуемым признакам (пол, раса, национальность) или благодаря собственным усилиям, различают еще два вида статусов: предписанный и достигаемый. Предписанными, прирожденными являются статусные признаки, заданные человеку фактом его происхождения, независимо от его сознания, желания, воли, деятельности. Таковы: национальность (белорус), пол (женщи­на), раса (негр), дворянские титулы (князь, барон, граф) и т.п.

Достигаемый статус достается человеку благодаря его собст­венным усилиям, настойчивости, устремленности и т.п. Таковы ста­тусы профессора, чемпиона мира, президента страны, которые дости­гаются, как правило, благодаря знаниям, умениям, навыкам, активной трудовой деятельности, преодолению трудностей и препятствий на пути к достижению цели.

В процессе социального взаимодействия может обнаружиться несовпадение статусов. Оно возникает в двух случаях:

1) когда индивид занимает высокую статусную позицию в од­ной социальной группе и низкую в другой;

2) когда права и обязанности одного статуса противоречат пра­вам и обязанностям другого или мешают их выполнению.

Социальный статус личности не остается неизменным, он может с течением времени изменяться, причем в некоторых случаях весьма существенно. Для выражения динамики изменения статусных позиций личности во времени Д. Ленски предложил понятие статусный профиль. Оно отражает изменение ранговых параметров всех статусов, которые в течение жизни индивида могут изменяться. При этом человек может занимать высокий должностной статус, но не от­носиться к числу богатых людей.

В реальной жизнедеятельности социальный статус личности проявляется в различных ролях, которые выполняет в процессе взаимодействия с окружающими людьми данная личность.

Понятие «социальная роль» появилось в начале XX в. в работах Э. Дюркгейма, М. Вебера, а затем Т. Парсонса, Т. Шебутани, Р. Линтона и др. Хотя Г. Зиммель yпотребил выражение «играть роль» в одной из своих работ еще в 1920 году. Этимологически слово «роль» происходит от латинского слова rotuLа (маленькое колесо или круглый чурбан, на который наматывались листы пергамента, чтобы они не порвались или не поломались). Позднее этим словом стали обозначать пергаментные свитки, на которых записаны тексты документов, речи и пр., а также театральные партии.

В дальнейшем это понятие получило отраже­ние в различных социологических построениях. Широкое распро­странение это понятие получило благодаря работам американских социологов и социальных психологов, и прежде всего Дж. Мида и Дж. Морено. Впервые определение социальной роли было дано американским социологом Р. Линтоном в 1936 году. Он рассматривал социальную роль как ди­намическую сторону социального статуса, как его функцию, связан­ную с набором норм, в соответствии с которыми личность должна вести себя в определенных ситуациях. Понятие социальной роли, та­ким образом, относится к таким ситуациям, когда регулярно и на про­тяжении длительного времени личность воспроизводит в определен­ных обстоятельствах устоявшиеся черты поведения, т.е. его опреде­ленные стереотипы, соответствующие ожиданиям других людей. Поэтому социальную роль можно определить как совокупность ожи­даний и требований, предъявляемых социальной группой, обществом в целом к лицам, занимающим определенные статусные позиции. Эти ожидания, пожелания, требования воплощаются в конкретных соци­альных нормах.

В современной социологии социальная роль обычно понимается как совокупность норм, определяющих поведение лица в социальной системе, и само поведение, в котором нормы реализуются. В соответствии с традицией, заложенной Р. Линтоном, роль, как дина­мический аспект поведения, обычно противопоставляется статусу или позиции, как совокупности прав и обязанностей, определяющих это поведение. И.С. Кон предложил понимать роль не только, как «нор­мативно одобренный образ поведения», но и «как социальную функ­цию». (Правда, не вполне ясно: «функция» и «норма­тивно одобренный образ поведения» - это одно и то же или нет?). Представление о роли как о социальной функции весьма перспектив­но для описания личности как социального существа, особенно если понимать выражение «социальная функция» в смысле «специализи­рованный вид деятельности». При этом следует учитывать, что в такой трактовке снимается линтоновское противопоставление роли и статуса, поскольку права и обязанности оказываются лишь одной из характеристик социальной функции.

Человек в своей жизнедеятельности выполняет не одну, а множество ролей, связанных со свойственным ему социальным стату­сом. Поэтому Р. Мертон ввел в социологию понятие «ролевой набор», обозначающее совокупность ролей, характерных для данного конкрет­ного индивида в определенных ситуациях. Однако любая из ролей, выполняемых человеком, может возникнуть и осуществиться только во взаимодействии с другими людьми.

Социальная роль обладает определенной нормативной структурой. В ней могут быть выделены четыре компонента'.

1)описание того типа поведения, которое требуется социаль­ным окружением от лица, выполняющую данную роль;

2)ожидания, предписания, требования, которые предъявляют­ся окружающими данному лицу в его роли;

3)оценка окружающими людьми случаев хорошего, плохого выполнения данной роли или ее невыполнения;

4) санкции за благоприятные и неблагоприятные социальные последствия действий в рамках требований к данной социальной ро­ли (поощрения, вознаграждения, наказания и др.)

В зависимости от содержания и характера требований, за­ключенных в нормативной структуре социальных ролей, последние выступают в трех разновидностях:

1) должное (обязательное);

2) желательное;

3) возможное поведение.

В социологии рассматриваются три основных типа соци­альных ролей:

1)представляемая роль — система определенных ожиданий ин­дивидов и социальных групп, ориентированных на субъекты ролевого поведения;

2)субъективно воспринимаемая роль - совокупность тех спе­цифических ожиданий, которые приписывает самому себе человек, обладающий определенным социальным статусом, т.е. его субъектив­ное представление о том, как он должен поступать в соответствии с нормами других социальных статусов;

3)играемая роль - реальное, воплощаемое в конкретных постулатах поведение данной личности, обладающей определенным статусом, по от­ношению к другому лицу (другим лицам) с другим или одинаковым стату­сом.

Процесс усвоения индивидом социальных ролей включает в себя, считает Т. Парсонс, три основных компонента:

1)интернализация, т.е. усвоение индивидом мотиваций, кон­кретизируемых в ориентирах поведения, свойственных определенным ролям;

2)предоставление обществом благоприятных для него условий деятельности в соответствии с предписываемыми ему или избирае­мыми им самим ролями;

3)соблюдение выполняющими свои роли индивидами надле­жащих уровней лояльности по отношению к коллективным интере­сам и потребностям.

Ролевые взаимозависимости индивидов создают, по утвер­ждению известного немецкого социолога Н. Лумана, специфические "сети отношений", в которых индивиды, выполняющие свои социаль­ные роли, действуют с оглядкой на другие роли. Именно взаимность различных ролей создает условия для возникновения партнерства

В реализации идеи партнерства, считает американский со­циолог И. Гоффман, возникает различие между содержанием роли и ролевым исполнением. Исполнение роли - это и есть реальное пове­дение человека в определенной ситуации. Роли в жизни бывают сце­ническими и закулисными. Официант в ресторане, например, играет сценическую роль перед посетителями, но более естественно он ведет себя на кухне, где его видят повара и другие официанты. Человек ни в коем случае не должен пренебрегать исполнением своей роли, ибо такое пренебрежение способно привести к утрате друзей, работы, се­мьи и даже свободы.

В процессе осуществления свойственных человеку ролей по­следний может оказаться в ситуации ролевого конфликта. Ролевой конфликт, по утверждению Р. Мертона, возникает в такой ситуации, при которой человек сталкивается с противоречивыми требованиями двух или более несовместимых ролей.

Социальные роли возникают и осуществляются в процессе социального взаимодействия человека с другими людьми. Процесс, в ходе развертывания которого индивиды правильно воспринимают и оценивают роли друг друга, американский социальный психолог Т. Шибутани назвал принятием роли. Принятие роли - сложный про­цесс, показывающий, что способность человека эффективно участво­вать в согласованных действиях зависит от его способности прини­мать на себя роли других людей и становиться в воображении раз­личными людьми.

Дж. Морено в своей книге «Кто должен выжить?» следующим образом классифицирует социальные роли:

-«психосоматические роли», когда поведение связано с основ­ными биологическими потребностями, определенными культурой;

-«психодраматические роли», когда поведение личности опреде­ляется в соответствии с конкретными требованиями данного соци­ального окружения;

-«социальные роли», когда личность ведет себя так, как этого ожидают от представителя той или иной социальной категорий.

Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением является характер индивида. Это значит, что поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему — оно является продуктом уникального, свойствен­ного только этому человеку способа интерпретации истолкования ролей. Поэтому и сами роли могут меняться в зависимости от позиции самой личности.

Как отмечает в своей работе В. Харчева (Основы социологии: Учебник. — М., 1997), процесс реализации ролей зависит от:

-биопсихологических возможностей человека, которые могут спо­собствовать или тормозить выполнение той или иной социальной роли;

-личностного образца, определяющего комплекс идеальных черт, которые человек должен проявлять при выполнении ролей, а так­же комплекс идеальных способов поведения, которые группа ожи­дает от человека;

-характера роли, принятой в группе, и характера социального контроля, призванного следить за выполнением членами группы ролевого поведения;

-структуры группы, ее сплоченности и степени идентификации индивида с группой.