Социализация: понятие, механизмы, средства, агенты, институты, этапы

  Социализация– процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает в себя как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. (БЭС. – М., 1998, с. 1131). «Социализация, - пишет П. Штомпка, - это врастание в общество» (С. 411). Зачатки социальной организации существуют у пчел, муравьев, но у животных нет социализации, так как поведение животных, ведущих коллективный образ жизни осуществляется инстинктивно. Чем примитивнее существо, тем больше у него инстинктов. У слонов, волков уже меньше инстинктов, еще меньше – у обезьян. У человека – 80% поведения социально приобретаемое. Соответственно, чем меньше инстинктов, тем больше роль социализации и ее агентов (например, родителей). Функции социализации 1) формирование и действие механизма трансмиссии культуры. Культурная традиция, культурное достояние общества переходит из поколение в поколение; это достояние аккумулируется, обогащается только благодаря тому, что предшествующие поколения передают последующим определенные идеи, правила, символы, а позднейшие поколения их принимают, осваивают; 2)создается определенный уровень общественного согласия и порядка. Действия людей должны отвечать общественным ожиданиям, что гарантирует взаимную координацию действий, предопределяет то, что контакты и взаимодействия будут проходить без осложнений, ссор и конфликтов. Разновидности социализации Первичная социализация– 1 точка зрения: период от рождения до формирования зрелой личности; 2 точка зрения: социализация, которая протекает в кругу близких и родных, то есть первичной группы. Вторичная социализация– 1 точка зрения: ресоциализация, период перестройки, реадаптации к новым социальным условиям уже зрелой личности; 2 точка зрения: социализация, которая проходит в рамках формальных институтов, вторичных групп (школа, институт, работа). Иногда для описания ресоциализации употребляется термин аккультурация, т. е. в тех случаях, когда люди меняют место своего проживания, эмигрируют в другую страну и вынуждены приспосабливаться к совершенно новым условиям другой культуры. Если люди осваивают девиационные (связанные с отклонением от нормы) роли, то можно говорить о контрсоциализации. В этом случае люди обучаются образцам и ценностям контркультуры (например, у преступников существуют особые нормы, язык, стиль жизни, образцы действий и т. п., которые необходимо освоить). Речь идет о предвосхищающей социализациии ее разновидности снобизме в такой ситуации, когда кто-либо, еще не будучи членом данной группы или еще не занимая данной позиции, настолько сильно субъективно идентифицирует себя с ней, что уже заранее старается максимально уподобиться членам данной группы или лицам, занимающим данную позицию. Например, недавно разбогатевшие бизнесмены, ищущие признания в элитарных кругах, часто заимствуют только поверхностные элементы культуры: манеры или привычки так или иначе одеваться, говорить, материальные реквизиты, формы проведения отдыха и досуга, художественные вкусы и артистические пристрастия. Речь идет об обратной социализации, когда, например, сын обучает отца пользоваться компьютером. Происходит это потому, что в современном мире чрезвычайно быстро происходят социальные и культурные изменения. Новые знания, распространяемые через СМИ проникают в молодежную среду, минуя родителей и учителей, а порой даже вопреки их советам, нарушая ход социализации от старших к младшим. Основные средства социализации, обеспечивающие социальный контакт между личностями, личностью и группой: 1)Язык – основной инструмент социализации. С его помощью человек принимает, анализирует, обобщает и передает информацию, выражает эмоции и чувства заявляет о своей позиции, точке зрения, дает оценки 2)Ценности – идеальные представления, принципы, с которыми личность соотносит свои поступки, 3)Нормы – усвоенный личностью образ мышления, поведения, общения. 4) Навыки и умения – образцы деятельности. Они играют не только поведенческую, но и дидактическую (обучающую роль) в последующей социализации. Образование навыков и умений называют социализацией для социализации, так закрепление навыка и умения помогают быстрее и увереннее овладевать новыми навыками и умениями. Механизмы социализации По Г. Тарду(1843-1904) существуют следующие механизмы социализации: -Закон подражания (повторения): дети подражают взрослым, подчиненные – руководителям. Моды, традиции и ритуалы зиждятся на подражании. -Закон противопоставления. Это противостояние происходит в душе каждого человека, который выбирает одну из нескольких моделей поведения. -Закон приспособления. В процессе борьбы идей и людей происходит их адаптация друг к другу с достижением согласия и компромисса. Э. Дюркгейм, критикуя концепцию подражания, считает важным механизмом социализации принуждение индивида обществом, социальный контроль. По П. А. Сорокинумеханизмами социализации являются: 1) имитация; 2) идентификация (осознание принадлежности к той или иной общности); 3) стыд (индивидуальный контроль); 4) вина (социальный контроль). Институты (агенты) социализации Агенты социализации– это те, кто влияет на процесс научения, в решающей степени формируют его. К ним относятся люди и социальные институты. Семья– один из определяющих агентов социализации. Оказывает функциональное воздействие не только на формирование и социализацию, но и становление всей структуры личности. «Семья, - пишет П. Штомка, - должна быть настолько прочной, чтобы обеспечить опеку и заботу о человеке в относительно длительный промежуток времени, охватывающий его младенчество и детство» (С. 409). Эмпирические исследования показывают, что в конфликтных или безотцовских семьях процент детей с отклоняющимся поведением значительно выше. Группа ровесниковвыполняет функцию «охраны» от авторитета взрослых в процессе социализации. Обеспечивает появление таких качеств личности как самостоятельность, независимость, социальное равенство. Позволяет проявлять социализирующейся личности новые эмоции и чувства, невозможные в семье, новые социальные связи, статусы и роли (лидер, равные партнеры, изгой, маргинал). Школа действует как общество в миниатюре. Дает новые знания и навыки социализации, развивает интеллект, формирует ценности и нормы поведения. В отличие от семьи позволяет понять значение формальных статусов и ролей (учитель как формальный и временный начальник). Школа более авторитарна, рутинизирована. Ее социальное пространство обезличено, так как учителя не могут быть такими же ласковыми, как родители; к тому же любой учитель может быть заменен другим. Средства массовой информацииформируют ценности, образы героев и антигероев, дают образцы поведения, знания о структуре общества. Действуют обезличенно, формально. Армия осуществляет специфическую, вторичную социализацию (ресоциализацию). Разность ценностей и стереотипов поведения гражданской и военной жизни проявляется резко и часто вызывает у молодых солдат социальный протест. Это тоже своеобразный институт социализации, форма освоения новых социальных норм. Важно, чтобы процессы протекали на невысоком уровне конфликтности. Этапы социализации Социализация – продолжающийся всю жизнь процесс, от рождения до смерти. Жизненный цикл людей связан с разнообразными социальными структурами. Некоторые из этих структур имеют дело с детством,хотя общества значительно различаются в своем определении детства. Объем детских знаний, усвоенных за относительно короткий период, огромен. Многие психологи и социологи считают этот период основополагающим в процессе социализации. Отрочествов большей части мира – промежуток человеческой жизни, который обществом отчетливо не выделяется. Хотя именно в этот период люди претерпевают психологические изменения, связанные с половым созреванием и часто принимают на себя ответственность взрослых с 13 лет и даже раньше. По мнению Эрика Эриксона, главная задача отрочества создать и утвердить устойчивую тождественность обществу. Но отрочество не всегда бурный, непокорный период. Проблемы, стоящие перед молодыми, вращаются вокруг работы и любви. В идеале эти проблемы развивают способность чувствовать ответственность, испытывать доверие и поддержку и предполагают взаимоотношения с другими индивидами. Они закладывают основу для их карьеры. На этом пути молодые испытывают влияние возрастных норм и стремятся сопоставить свои личные «часы» по культурным, социальным часам. Некоторые ученые-социологи рассматривали стадии, через которые молодежь обычно проходит. Другие полагали, что непредвиденные случаи играют более важную роль в развитии. В среднем возрасте(зрелости) основные задачи остаются во многом теми же, что и в молодости. По мнению многих западных социологов, работа становится определяющей и для мужчин, и для женщин. Хотя экономические соображения доминируют, люди работают не только по этой причине. Люди работают для того, чтобы устроить свое время, для общения с другими людьми, чтобы убежать от скуки или поддержать положительный имидж. Они проходят средний возраст, сталкиваясь с вариациями изменяющихся обстоятельств и вызовов, к которым они должны адаптироваться. Подобно другим периода человеческой жизни, время, когда начинается старость, - предмет социального определения. Кроме того, общества различаются по степени престижа и достоинства, которые они предоставляют пожилым. Пожилой возраст влечет за собой потерю некоторых социальных ролей. Одна из наиболее важных из них – отставка с работы. Некоторые социологи изображают отставку с работы в отрицательном свете. В общем, когда люди здоровы и их доходы соответствуют требованиям, они обычно выражают удовлетворение отставкой. Много стариков, которые были женаты, испытывают другие ролевые потери. У женщин больше вероятности стать вдовами, чем у мужчин вдовцами. Диагноз неминуемой смерти требует, чтобы индивиды установили новое определение себя. Это вызывает присвоение социального статуса, который не всегда присутствует в социальной структуре, но образует направление испытания смертью. Изменения в медицинской технологии и социальные условия сделали смерть другим испытанием, чем это было раньше. Смерть в современном мире часто удлиняется в сроках и опутывается бюрократическими формальностями.