Музыкальное воспитание в Болгарии. «Столбица» Б. Тричкова.

 

Нац самобытность болгарской музыки ярко проявляется в певческой культуре народа, которая воспитывается в детях с 1-х лет жизни. Уроки музыки проводятся с 1-9 класс, в 10-12 классах – факультативные занятия по 2 часа в неделю. В подготовит классе дети учатся петь по слуху, водят хороводы с пением под музыку, играют. Со 2-го класса – основные виды занятий – музыкальная грамота и пение 2 часа в неделю. В 6-м классе уч-ся знакомятся с развитием муз культуры Болгарии, в 9-м классе приобретают знания по зарубежной истории музыки, знакомятся с муз стилями и жанрам: соната, симфония, полифония. Но основой массового муз воспитания явл нар песни с их самобытным мелосом и ритм структурой.

Широкое распространение в процессе обучения муз грамоте получил вспомогательный метод «Столбица», разработанный и впервые опубликованный в 1923 г Борисом Тричковым (18881 – 1994). Применение этого метода дает хорошие результаты в овладении муз грамотой – дети поют по нотам. Простой, доходчивый, занимательный прием «Столбицы» особенно помогает в работе с детьми в общеобразовательной школе.

Термин «Столбица» (лестница) имеет 3 значения:

Гамма

Наглядное пособие, чертеж

Метод

Подготовительный этап:

Основная задача – развитие координации слуха и голоса. В качестве естественного ср-ва для достижения корреляции рекомендуется пение по слуху (слухо-подражательное пение), для развития тонального чувства - пение мажорной классической гаммы (До-мажора). Б. Тричков назвал свой метод «лестница» исходя из последовательности и систематичности форм работы

- воспитание чувства ритма (отстукивания такта ударом)

- воспитание любви к музыке и пению, активного желания петь

Пение в 1-м классе:

- диагностика голосов (выявление неверно поющих детей)

- пение с закрытым ртом

- пение на тихой звучности

Для развития диапазона Тричков создал «Начальные песни» - 146 нар болгарских песен и песен др народов, сгруппированных систематически по диапазону.

В качестве 2-й особенности своего сборника Тричков отмечает начальные ритм упражнения (с ходьбой, хлопками, стуком), с эл-тами звукоподражания: колокол, кукушка и.др.

Большое внимание уделяется выразительному худож пению. В помощь педагогам сделан подробный разбор некоторых из песен.

Во время заучивания песен на слух педагог анализирует с детьми:

- направление мелодической линии при помощи движений рук

- изображает направление мелодии с помощью графического чертежа

Пение во 2-м классе – переход на «сознательное» пение по нотам, 2 этапа:

- усвоение гаммы в поступенном движении

- усвоение гаммы со скачками

Использование чертежа-лестницы (нагл пособие) помогает детям освоить пение гаммы. Для стимулирования интереса и активности детей проводятся игры:

- «игра в учителя» - ученики показывают на лестнице такие же упражнения, какие показывал учитель

- «живая гамма» (игра в пианино») – 8 детей выстраиваются в ряд и каждому дается тоновое название ступени из гаммы. Учитель или ученик встает перед пианино» и указывает на отдельных детей (клавиши), причем каждый ребенок поет заранее определенный для него тон. Такие игры проводятся на уроках пения в течение всего нач курса, они способствуют развитию слуховых представлений тонов гаммы, которые подготавливают «сознательное «пение по нотам. Тричков установил след порядок ступеней с процессе осознания гаммы До мажор: 1,8,5,7,2,6,3,4. Фиксирование тона соль (5 ст) происходит при помощи скачка с любого тона гаммы и через поступенное движение от до (1-й октавы) с помощью чертежа лестницы на доске. Упражнения и игры закрепляют слуховое представление ноты соль как 5-й ступени До мажорного лада.

После необходимого теоретического выяснения структуры главных трезвучий, переходит вводит 3-хголосное распевание в форме «дыхательной гимнастики» и упражнения на внутриладовую переменность. И.т.д.

Уроки музыки в нач классах ведут педагоги, преподающие остальные предметы и имеющие высшее образование.

В 5-8-х классах пение преподает учитель, окончивший в педагогическом институте спец фак-т (совмещая 2 предмета, например родной язык и пение).

В 9-12 классах уроки пения ведут выпускники консерватории, где созданы спец педагогические факультеты.

В последние годы в Болгарии в школе вводятся новые методы преподавания на уроках музыки: импровизация и игра на муз инструментах – свирели, металлофоне, дудках, мелодике (тип аккордеона) и др. Основными видами муз деятельности на уроке явл хоровое пение и игра на муз инструментах. Слушанию музыки отводится небольшое время.

 

6. Музыкальное воспитание в Японии.

В госуд и частных школах обучение ведется по общим программам Национального министерства просвещения, но учителя корректируют их с учетом местных условий. Музыку для пения, слушания и объем муз грамоты разрабатывает кабинет музыки Научно-исследоват института. Сотрудники института также создают пособия для учителей и учебники для учащихся. Пособия выпускаются ежегодно, большими тиражами, хорошо оформлены и выдаются детям бесплатно.

Особое значение японцы придают начальному муз воспитанию детей. Они справедливо считают, что именно у младших школьников воспитывается интерес и любовь к музыке, к разным видам муз деятельности. Японские педагоги ставят перед собой задачу способствовать активному самовыражению детей в музыке, творческому проявлению себя в ней.

Уже в 1-м классе перед педагогами стоит задача обучить детей целому комплексу умений и навыков: ребята учатся правильно сидять и дышать во время пения, понимать основные дирижерские жесты, петь легким напевным, ненапряженным звуком, разучивают и исполняют песни.

Прежде чем обучать детей игре на муз инструментах, большое внимание уделяется развитию чувства ритма. Учащиеся различают на слух и отражают в движениях равномерную пульсацию, темп, ритмический рисунок мелодии. Особое внимание уделяется навыку определения сильных и слабых долей в 2, 3, 4-хдольных размерах. Дети прохлопывают или отстукивают сильную долю такта, слушая и исполняя песни. Сначала дети учатся выполнять однострочные упражнения, затем более сложные: одна группа прохлопывает ритм, другая отстукивает сильную долю т.д. Эти упражнения подготавливают знакомство детей с простейшими ударными инструментами: бубнами, кастаньетами, маленькими барабанами, треугольником, тарелками, а также предшествуют обучению нотной записи.

Обучение по нотам проходит на ладовой основе по абсолютной системе: сначала используется «лесенка», затем на нотном стане (без скрипичного ключа) в соответствии с движением мелодической линии изображаются звездочки, внутри которых – названия нот, затем звездочки заменяются нотами. Вначале появляются четверти, затем половинные и восьмые.

Сразу же после знакомства с нотами и длительностями учащиеся приступают к обучению игре на металлофоне, губной гармошке и фисгармонии. Разучивание и исполнение песенок становится все более разнообразным. В программу включены не только японские песни, но и песни других народов, в том числе и русские. Сначала дети разучивают песню со словами, потом по нотам ( в следующих классах наоборот); затем исполняют отдельные фразы на металлофоне, фисгармонии, губной гармошке. Игра на ударных чередуется: в запеве сильную долю отбивает барабан, слабую – бубен; а в припеве вступают тарелки и кастаньеты.

Школьный год распадается на 3 триместра и продолжается 38 недель. В 1-м триместре дети овладевают навыком ритмического 2-хголосия, во 2-м начинают выполнять на инструментах несложные 2-хголосные упражнения (1-й голос исполняется на фисгармонии, 2-й на металлофоне и соответственно пропевается голосом во время исполнения на инструменте). Такой путь, по мнению японских педагогов, создает надежную основу для овладения навыком хорового двухголосия.

Слушая музыку в 1-м классе, дети определяют характер муз произведений, темп, динамику, регистр, тембр, различают простую 3-хчастную форму (АВА), простейшие жанры музыки. В дальнейшем задания усложняются и к 6-му классу дети играют достаточно сложные муз произведения, изложенные в 7-8-ми строчной партитуре.

Таким образом, значительное место на уроке музыки в начальной школе занимает обучение детей игре на муз инструментах. Благодаря этому удается привлечь детей к активному участию в муз занятиях всех детей, пробуждать у них любовь и интерес к музыке.

Учебный план и программы по музыке составляются таким образом, чтобы непосредственное участие детей в муз исполнительстве способствовало активному и систематическому развитию муз слуха и подготавливало к восприятию более сложных произведений. В каждом последующем классе увеличивается время для слушания музыки. Школьники знакомятся с произведениями классической и современной музыки, с выдающимися исполнителями. Портреты композиторов и небольшие рассказы о них помещены в учебниках.

Во время слушания музыки учитель широко использует технические средства, видеомагнитофонные записи.

Один раз в неделю транслируются телевизионные муз-образовательные передачи, которые записываются школами на магнитофон. Затем учителя используют их на уроках, органически включая в ход учебного процесса. В японских школах применяются проекторы, передающие на экран диапозитивы на специальной пленке – отпадает необходимость писать на доске нотные примеры и партитуры.

В Японии своеобразная система учета и контроля во время урока музыки. Знания и умения проверяются учителем, но оценки не ставятся. Педагоги, по их словам, лишь ведут наблюдение: 2 раза в триместр проводятся фронтальные опросы, проверяются знания и навыки по всем разделам. В результате выставляются итоговые оценки за триместр.

Почти в каждой школе есть хоры. Ребята занимаются в них 2 раза в неделю, собираясь на репетиции по партиям и всем хором. Всю работу с хором ведет учитель музыки. Особо следует отметить такие характерные явления для музыкальной жизни Японии как организация огромных сводных оркестров юных скрипачей. Большую роль в культурной жизни Японии играет хоровое общество «Поющие голоса Японии», объединяющее любителей хорового пения.