Основные категории педагогики

1. Понятие основных категорий педагогики

2. Определение основные педагогических категорий

3. Определение общенаучный категорий педагогики

1 . Педагогика, как и любая другая наука, оперирует своими понятиями,

выражающими определенные обобщения. Такие обобщения принято называтьпедагогическими категориями.

Основные педагогические категории включают воспитание, обучение и образование.

Педагогика прибегает также к общенаучным категориям: к их числу относятся развитие и формирование.

2 . Воспитание - это общая, вечная и конкретно-историческая категория.

Понятие "воспитание" имеет два основных значения: социальное и педагогическое.

Воспитание в социальном смысле, по существу, отождествляется с социализацией и понимается как социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни. Ребенка готовит к жизни все социальное устройство общества - семья, детский сад, школа, средства массовой информации, церковь и др. Имеют значение и многие другие внешние воздействия, обстоятельства и условия: этническая принадлежность человека, природное и культурное окружение, место жительства и др.

Воспитание в педагогическом смысле - это специально организуемый и управляемый процесс, содействующий развитию личности. Если воспитание имеет своей целью развитие личности в целом (в детском саду, школе, семье), то обычно говорят о воспитании в широком педагогическом смысле.

Если взрослые воздействуют на ребенка с целью формирования у него определенных психических и личностных качеств, то имеется в виду воспитание в узком педагогическом смысле.

Воспитательные воздействия могут быть и внутренними, когда человек сам предъявляет к себе требования, пытается с помощью определенной деятельности воздействовать на себя с целью формирования каких-то качеств. Такая работа над собой называется самовоспитанием. По словам В.А. Сухомлинского, истинное воспитание "совершается только тогда, когда есть самовоспитание".

Обучение - целенаправленная, организованная, систематическая передача старшим и усвоение подрастающим поколением опыта общественных отношений, общественного сознания, культуры и производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды. Обеспечивает преемственность поколений, полноценное функционирование общества и соответствующий уровень развития личности.

Обучение состоит из двух неразрывно связанных явлений:

преподавания;

учения.

Подобразованием принято понимать процесс овладения системой знаний и умений, выработанных человечеством; формирование на этой основе целостного мировоззрения, познавательных способностей, сознания и поведения; целенаправленную деятельность, связанную с приобщением человека к культуре, к знаниям.

В соответствии с уровнем и профилем образования можно говорить о начальном, среднем, высшем образовании, а также образовании общем и профессиональном.

Важную роль в образовании играет самообразование. Оно рассматривается в педагогике как составная часть образования и обучения. Образование и обучение должны быть направлены на формирование у школьников познавательных потребностей и соответствующих умений в познавательной деятельности. Но самообразование рассматривается и как систематическая познавательная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей в знаниях, возникших у человека. Такое самообразование может осуществляться на протяжении всей жизни человека.

Воспитание, самовоспитание, образование, обучение и самообразование тесно связаны между собой. 3 . К общенаучным категориям можно отнести развитие и формирование. Подразвитием понимают происходящие в человеке последовательные и закономерные изменения в психике и его биологической природе. Развитие - это процесс движения, изменения, переход от старого к новому качественному состоянию. В педагогике говорят о развитии возрастном (особенности и закономерности развития, присущие каждому возрасту), индивидуальном (индивидуальные особенности развития), личностном (возникновение у ребенка личностных качеств, их особенности).

Формирование - это изменения в развитии личности человека или отдельных его качеств, которые происходят под влиянием совокупности факторов: внутренних и внешних, природных и социальных, объективных и субъективных. Формировать - значит организовывать всю жизнедеятельность человека, осуществлять воспитание и обучение, воздействовать на него так, чтобы развить то или иное качество.

Использованные источники:

1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. С. 36 - 39.

2. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. С. 284 - 285.