Приемы проведения судебно-бухгалтерской экспертизы.

УПК, в котором, указано, что судебная экспертиза производится государственными судебными экспертами и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями. Аудиторская фирма не является судебно-экспертным учреждением, поэтому работающие в ней аудиторы при производстве судебных экспертиз выступают в качестве частных экспертов.

Аудиторы, которые проводят судебно-бухгалтерскую экспертизу, обязаны руководствоваться общими нормами процессуального законодательства и Законом о государственной судебно-экспертной деятельности. Если судебная экспертиза назначена частному эксперту (например, аудитору), до его назначения следователь выясняет необходимые данные о его специальности и компетентности.

Получив постановление следователя о назначении экспертизы по уголовному делу, руководитель государственного судебно-экспертного учреждения обязан выполнить действия, определенные ст. 14 Закона о государственной судебно-экспертной деятельности.

Руководитель государственного судебно-экспертного учреждения обязан:

по получении постановления о назначении судебной экспертизы поручить ее производство конкретному эксперту-бухгалтеру или комиссии экспертов этого учреждения, которые обладают специальными знаниями в объеме, требуемом для ответов на поставленные вопросы;

· разъяснить эксперту-бухгалтеру или комиссии экспертов их обязанности и права;

· по поручению органа или лица, назначивших судебно- бухгалтерскую экспертизу, предупредить эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, взять у него соответствующую подписку и направить ее вместе с заключением эксперта в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;

· обеспечить контроль над соблюдением сроков производства су­дебных экспертиз, полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принципа независимости эксперта;

· по окончании исследований направить заключение эксперта, объекты исследований и материалы дела в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;

· обеспечить условия, необходимые для сохранения конфиденциальности исследовании и их результатов;

· не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с организацией и производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

Руководитель обязан обеспечить условия, необходимые для проведения исследований: наличие материалов и средств информационного обеспечения, а также сохранность представленных объектов исследований и материалов дела.

Руководитель не вправе:

Ø истребовать без постановления о назначении судебной экспертизы объекты исследований и материалы дела, необходимые для производства судебно-бухгалтерской экспертизы;

Ø самостоятельно без согласования с органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, привлекать к ее производству лиц, не работающих в данном учреждении;

Ø давать эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной экспертизе.

Права руководителя судебно-экспертного учреждения перечислены в ст. 15 Закона о государственной судебно-экспертной деятельности. Руководитель вправе:

· возвратить без исполнения постановление о назначении судебной экспертизы и материалы, представленные для ее производства, если в данном учреждении нет эксперта конкретной специальности либо специальных условий для проведения исследований. Он указывает мотивы, по которым производится возврат постановления и материалов дела (ст. 199 УПК);

· ходатайствовать перед органом или лицом, назначившим судебную экспертизу, о включении в состав комиссии экспертов лиц, не работающих в данном учреждении, если их специальные знания необходимы для дачи заключения;

· передавать часть обязанностей и прав, связанных с организацией и производством судебной экспертизы, своему заместителю, а также руководителю структурного подразделения учреждения, которое он возглавляет;

· требовать от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, возмещения расходов, связанных с проведением судебно-бухгалтерской экспертизы (в пределах, предусмотренных УПК и Законом о государственной судебно-экспертной деятельности).

Если судебно-бухгалтерская экспертиза проводится частными экспертами (аудиторами), то порядок ее назначения и производства регулируется также ст. 199 УПК. Следователь берет на себя выполнение всех функций по назначению эксперта. При этом он выполняет ряд последовательных процедур, а именно:

· вызывает эксперта, которому поручается экспертиза;

· удостоверяется в его личности, специальности и компетентности;

· устанавливает наличие причин для отвода;

· вручает эксперту постановление о назначении экспертизы;

· разъясняет эксперту его права, обязанности и ответственность за дачу заведомо ложного заключения;

· делает отметку в постановлении о назначении экспертизы о том, что он ознакомил эксперта с порядком производства судебной экспертизы, предусмотренным процессуальным законодательствЬм, что удостоверяется подписью эксперта.

Эксперт вправе возвратить без исполнения постановление, если представленных материалов недостаточно для производства судебной экспертизы или он считает, что не обладает достаточными знаниями для ее производства (п. 5 ст. 199 УПК).

Следователь при назначении и производстве судебно-бухгалтерской экспертизы имеет ряд прав и должен выполнять ряд обязанностей. Следователь вправе решать вопрос об отводе эксперта (ст. 70 УГ1К), назначать дополнительную и повторную экспертизы (ст. 207), присутствовать при производстве экспертизы (ст. 197), допрашивать эксперта для разъяснения или дополнения данного им заключения (ст. 205).

Следователь обязан:

· организовать экспертное исследование (гл. 27 УПК «Производство судебной экспертизы»);

· ознакомить с постановлением о назначении судебной экспертизы подозреваемого, обвиняемого, его защитника и разъяснять им права, предусмотренные ст. 198. Об этом составляется протокол, подписываемый следователем и лицами, которые ознакомлены с постановлением;

· ознакомить эксперта с нормами процессуального законодатель­ства, касающимися производства экспертизы (ст. 199);

· применить меры к эксперту при отказе или уклонении его от выполнения своих обязанностей без уважительных причин, или даче заведомо ложного заключения, или неявки без уважительных причин (ст. 57).

На основании ст. 198 УПК «Права подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля при назначении и производстве судебной экспертизы» при назначении и производстве судебно-бухгалтерской экспертизы подозреваемый, обвиняемый, его защитник имеют право:

· знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы;

· заявлять отвод эксперту или ходатайствовать о производстве су­дебной экспертизы в другом экспертном учреждении (или фирме);

· ходатайствовать о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц либо о производстве судебной экспертизы в конкретном экспертном учреждении;

· ходатайствовать о внесении в постановление о назначении су­дебной экспертизы дополнительных вопросов эксперту;

· присутствовать с разрешения следователя при производстве су­дебной экспертизы, давать объяснения эксперту;

· знакомиться с заключением эксперта или сообщением о невозмож­ности дать заключение, а также с протоколом допроса эксперта. Свидетель и потерпевший, в отношении которых производилась судебная экспертиза, вправе знакомиться с заключением эксперта. Однако судебно-бухгалтерская экспертиза не относится к родам судебных экспертиз, назначаемых в отношении свидетеля или потерпевшего. Обычно имеются в виду судебно- медицинские, судебно-психиатрические и судебно-психологические экспертизы.

Порядок назначения судебно-бухгалтерской экспертизы по уголовным делам на этапе рассмотрения дела в суде регулируется ст. 283 УПК «Производство судебной экспертизы».

По ходатайству сторон или по собственной инициативе суд может назначить судебную экспертизу. В случае назначения судебной экспертизы председательствующий предлагает сторонам представить в письменном виде вопросы эксперту. Поставленные вопросы должны быть оглашены и по ним заслушаны мнения участников судебного разбирательства. Рассмотрев эти вопросы, суд своим определением или постановлением отклоняет те из них, которые не относятся к уголовному делу или компетенции эксперта, формули­рует новые вопросы.

Таким образом, в качестве документального оформления назначения экспертизы при рассмотрении уголовного дела в суде выступает определение либо постановление судебного органа. В дальнейшем судебная экспертиза производится в порядке, аналогичном проведению экспертизы на этапе предварительного расследования уголовного дела. Разница состоит в том, что инициатива назначения и проведения экспертизы принадлежит суду.

Процессуальными нормами предусмотрены сроки рассмотрения уголовных и гражданских дел.

Определениями и постановлениями о назначении судебно- бухгалтерской экспертизы в числе других задач предусматривается срок проведения экспертизы, т.е. дата начала и дата ее окончания, и представления заключения эксперта-бухгалтера. Руководитель государственного или негосударственного судебно-экспертного учреждения, выдавая задание эксперту или группе экспертов, придерживаются сроков, установленных в постановлении или определении.

Для того чтобы задание на проведение экспертизы выполнить в сроки и в полном объеме, эксперт-организатор, являющийся руководителем группы экспертов-бухгалтеров (если экспертиза проводится несколькими экспертами), или сам эксперт составляют план-график проведения судебно-бухгалтерской экспертизы.

Требования к составлению плана проведения судебно-бухгалтерской экспертизы процессуальным законодательством не регламентируются. Необходимость планирования обусловлена объективными причинами.

Планирование экспертом своей работы позволяет:

· соблюдать сроки экспертного производства;

· уделить необходимое внимание всем сторонам дела;

· выполнить работу с оптимальными затратами, качественно и своевременно;

· эффективно распределить работу между членами группы экс­пертов, участвующих в проверке;

· координировать работу экспертов;

· выявить события, операции, документы,- информацию, которые могут оказать существенное влияние на выводы эксперта и исход дела.

Планирование процесса судебно-бухгалтерского экспертного может осуществляться на основании принципов планирования, применяемых в аудиторской практике, но с учетом требований процессуального законодательства. Такое планирование регулируется федеральным правилом (стандартом) № 3 «Планирование аудита». Планирование является начальным этапом проведения судебно-бухгалтерской экспертизы. На основе плана- графика разрабатывается программа судебно-бухгалтерской экспертизы, в которой могут определяться объем, виды и последовательность осуществления экспертных процедур, необходимых для формирования у экспертов-бухгалтеров объективного и обоснованного мнения об организации бухучета экономического субъекта.

Программа экспертизы является набором инструкций для эксперта, выполняющего исследование, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В процессе разработки программы эксперту следует учитывать направления исследования вопросов, которые поставлены правоохранительными органами. Исследование вопросов может быть самостоятельно детализировано экспертом в зависимости от предмета экспертизы (например, вопрос предполагает проведение документальной экспертизы и арифметическую проверку данных). Планирование судебно- бухгалтерской экспертизы должно осуществляться экспертом-бухгалтером в соответствии с общими принципами проведения экспертного исследования, а также с учетом следующих частных требований планирования:

· комплексности — обеспечение взаимосвязанности и согласован­ности всех этапов экспертного исследования;

· эффективности — увязка всех этапов планирования по срокам, по кругу анализируемых вопросов, по перечню исследуемых объектов;

· оптимальности — обеспечение вариантности планирования для выбора оптимального плана, позволяющего сократить сроки экспертизы и оптимизировать эффективность экспертного результата.