Содержание и структура имиджа организации

 

Среди основных составляющих имиджа, наиболее значимыми являются: фирменный стиль и корпоративная культура.

В литературе существует большое количество определений фирменного стиля. Более общим является определение, в соответствии с которым под фирменным стилем понимается индивидуальность фирмы, вынесенная на обозрение.

Фирменный стиль является основным средством создания визуального имиджа организации.

Под корпоративной культурой понимается совокупность господствующих в организации ценностных представлений, норм и образцов поведения, определяющих смысл и модель деятельности сотрудников независимо от их должностного положения и функциональных обязанностей.

Корпоративная культура включает в себя целый ряд компонентов:

- представление о миссии (предназначении) организации, ее роли в обществе, основных целях и задачах деятельности;

- ценностные установки (понятия о допустимом и недопустимом), сквозь призму которых оцениваются все действия сотрудников;

- модели поведения (варианты реагирования) в различных ситуациях (как обыденных, так и нестандартных);

- стиль руководства организацией (делегирование полномочий, принятие важных решений, обратная связь и пр.);

- действующая система коммуникации (обмен информацией и взаимодействие между структурными подразделениями организации и с внешним миром, принятые формы обращения “начальник-подчиненный” и «подчиненный-начальник»);

- нормы делового общения между членами коллектива и с клиентами (другими учреждениями, представителями власти, СМИ, широкой общественностью и т. д.);

- пути разрешения конфликтов (внутренних и внешних);

- принятые в организации традиции и обычаи (например, поздравление сотрудников с днем рождения, совместные выезды на природу и т. д.);

- символика организации (слоган, логотип, стиль одежды сотрудников и пр.)[14].

Структура является неотъемлемым атрибутом любой системы. Е.Б. Перелыгина раскрывает такие компоненты структуры имиджа организации как миссия (смысл существования имиджа), легенды, цели[15].

Одной из самых распространенных и информативных структур имиджа организации нам представляется структура с иерархическим строением (за основу взята структура М.В.Томиловой), которую составляют представления людей относительно организации. Структура состоит из восьми компонент: имидж товара (И.Л.Викентьев, В.Е.Демидов, Д.А.Леонтьев, Г.М.Мануйлов, О.А.Феофанов, А.С.Филюрин, А.У.Хараш и др.); имидж потребителя; внутренний имидж (В.П.Баранчеев, А.В.Карпов, Е.Б.Перелыгина, В.А.Спивак и др.); имидж руководителя (Л.Я.Гозман, Е.В.Егорова, О.В.Иванникова, Ф.А.Кузин, А.Ю.Панасюк, Е.А.Петрова, А.В.Пузырев, Р.Ф.Ромашкина, А.П.Федоркина, В.М.Шепель и др.); имидж персонала (А.Н.Ковтунова, И.А.Ларионова, и др.); визуальный имидж; социальный имидж; бизнес-имидж. Каждый уровень иерархии оказывает воздействие на соседний верхний уровень[16].

Анализ структур имиджа организации, представленных в литературе, позволяет сформулировать обобщенную модель структуры имиджа организации. Предполагаем, что общее впечатление об организации формируется на основании интегрирования различной информации о самой организации, ее деятельности, деловом общении, поведении сотрудников и пр.

Предлагаемая модель содержит 8 компонентов и включает в себя следующую информацию:

1)внешняя атрибутика (название организации, фирменный стиль, место расположения, и пр.);

2)история организации, традиции;

3)финансовое положение;

4)имидж продукции;

5)имидж руководителя и его команды;

6)имидж персонала;

7)деловые коммуникации организации и персонала, особенности управления организацией;

8)рекламная известность.