История жилищно-коммунального хозяйства

Во все времена, как и сегодня, требовались жилье, снабжение населения городов водой и топливом, очистка и освещение улиц, организация транспортного, бытового, коммунального, ритуального и других видов обслуживания.

Городское хозяйство, или городское устройство, как сфера особой деятельности на протяжении истории России именовалось по-разному: "благочиние", "благосостояние", "благоустройство", "городское дело", "коммунальное хозяйство", "коммунальное дело", "градостроительство" и "жилищно-коммунальное хозяйство". Это разные названия одной и той же деятельности, но в разных исторических условиях, определяемых господствующей формой собственности.

Механизм управления жилищно-коммунальным хозяйством страны постоянно менялся, качаясь как маятник между жестко централизованным и децентрализованным.

В наказе царя Алексея Михайловича от апреля 1649 г. "О градском благочинии", в частности, посадским людям предписывалось "...для чинения порядку и сбережения от огня... объезжать улицы и переулки в день и в ночь без перестани ... Сверх того надобно на дворе дворник, который ведал кого впустить или кто куда пойдет и всякое бы дворовое дело для починки и прочия дела ведал... и следил за установлением работы печного отопления в избах и банях". Это и есть первые упоминания о государственном контроле за состоянием безопасности жилых строений.

В 1919 г. француз Марсель Поэт открыл под Парижем школу урбанизма. Главным факультетом этой школы был факультет "Эволюция городов". Город в этой школе определялся как "живое существо, прошлое которого следует изучить для того, чтобы установить ступени его эволюции, объяснить город настоящий и подготовить его будущее".

Как бы предвидя будущие заблуждения, организаторы школы, предупреждали, что задача урбанизма касается решения множества сложнейших вопросов человеческого существования в современных городах, поэтому урбанизм охватывает не только административную и хозяйственную деятельность, но и вообще всякого рода деятельность, связанную с современной жизнью.

Эволюция города во времени не может не повлечь за собой изменения городского хозяйства. Растущая инфраструктура городов делает жилищно-коммунальное хозяйство все более технически сложным, что повышает роль профессионалов в этой сфере. Рожденный в Америке институт профессиональных управляющих ("сити-менеджеров") все более распространяется в Европе и у нас в России.

Каждый город неповторим. "Что не город, то норов", - гласит русская пословица. Это понимал М.М. Сперанский - советник царя Александра I, генерал-губернатор Сибири: "По разнообразию в каждом городе повинностей и доходов не удобно дожидаться общего для всех городов положения, а надлежит каждому городу устраивать эту часть особенно".

На протяжении истории Российского государства городское хозяйство не просто развивалось от простого к сложному, а следовало развитию самого государства.

До революции в Российской империи насчитывалось 866 городов, и весь жилищный фонд царской России составлял 150 млн. кв. м. Множество людей жили в ночлежных домах, подвалах, погребах, сараях и землянках. В 1912 г. в Москве проживало около 1 миллиона человек, в том же году была проведена перепись и учтено 24,5 тысячи коечно-коморочных квартир, в которых проживало 313 тысяч человек. В то время 60 % городского жилищного фонда не имело электричества, 75 % - водопровода, 85 % - канализации. Доля жилищного фонда с центральным отоплением составляла около 1 %.

В 1919 г. VII всероссийским съездом Советов был принят официальный курс на децентрализацию управления городским хозяйством по вертикали и по горизонтали. Процесс "собирания коммун" касался исключительно хозяйственников. В качестве административной единицы было предложено считать территориальные общности населения, присвоив им независимо от размера единое название "коммуна". Их хозяйственная деятельность была обозначена как "коммунальное хозяйство", а отделы местных Советов, руководившие ими, были названы коммунотделами. Все эти термины быстро вошли в жизнь. С 1918 г. новая власть начала конфисковывать у домовладельцев доходное жилье, приносившее более 750 руб. прибыли в год. Величина квартирной платы устанавливалась по "классовому признаку": рабочие за квадратный аршин площади платили 10-40 коп., люди свободных профессий - 1-2 руб., нетрудовые элементы - 3-10 руб.

В 1919 г. от квартплаты были освобождены семьи красноармейцев, а в 1920 г. В.И. Ленин подписал декрет "Об отмене квартплаты". По данным коммунальных журналов тех лет, в Москве за период отмены квартплаты обветшало 11,5 тысячи жилых зданий, и пришло в полную негодность 6,8 тысячи домов с более чем 4.0 тысячами квартир. Полная бесплатность жилья и всех коммунальных услуг сделала свое дело.

Попытка восстановить оплату уже в 1921 г. выявило устойчивое нежелание основной массы населения оплачивать текущий ремонт, эксплуатацию и коммунальные услуги. Тогда было принято решение, назначив плату чисто символическую, увеличивать ее с каждым годом на 50 %, постепенно "приучая" жителей к необходимости этих расходов. Последнее повышение было в 1926 г., а далее (с 1927 г. - года великого перелома) величина квартплаты приобрела ярко выраженный политический оттенок. На протяжении почти всей советской истории взималась только ее часть и производились государственные дотации в жилищную сферу.

К началу приватизации жилья в 1992 г. оплата составляла лишь малую долю реальных эксплуатационных затрат, не говоря уже о затратах на текущий ремонт и амортизацию. Например, доля платежей населения Москвы в 1996 г. составляла 22,3 % от затрат (по России - 25 %), по итогам 2000 г. по Москве - 44 % (по России - почти 60 %).

Структура управления ЖКХ РСФСР строилась на принципах двойного подчинения: министерству и местным органам власти. На практике министерство распределяло материально-технические и финансовые ресурсы, а также согласовывало назначения первых руководителей отраслевых предприятий и объединений. За несколько десятилетий эта система была достаточно хорошо отлажена технологически как по своим методам, так и формам реализации.

Предприятия, организации и объединения ЖКХ были практически полностью лишены самостоятельности. Финансирование их осуществлялось в основном из общественных фондов потребления в виде дотаций, покрывающих их убытки. Убыточность в свою очередь определялась политикой замораживания уровня квартплаты и коммунальных тарифов для обеспечения доступности коммунальных тарифов и услуг. Понятно, что дотационность предприятий, организаций и объединений не стимулировала специалистов и руководителей к поискам путей снижения затрат, повышения качества обслуживания, внедрения ресурсосберегающих технологий и техники.

Уровень финансирования и ресурсного обеспечения систем коммунального обслуживания также был явно недостаточным для развития инженерных объектов, сетей и сооружений. Объем инвестиций в коммунальное хозяйство сохранялся в течение десятилетий на уровне 22-24 % от затрат на жилищное строительство (при нормативе 33-35 %).

В 70-е годы было введено более 60 млн. кв. м жилья. В 1980 г. жилищный фонд страны составлял 1,3 млрд. кв. м и был обеспечен водопроводом на 91 %, канализацией - на 90 %, центральным отоплением - на 87 %, ванными и душами - на 83 %, газификация достигла 80 %.

Следует отметить, что, несмотря на увеличение с каждым годом основных фондов жилищно-коммунального хозяйства, уровень их эксплуатации не соответствовал нормативным требованиям из-за недостаточности финансирования.

В 50-70-е гг. Минжилкомхоз РСФСР неоднократно обращался в Правительство с предложениями о необходимости повышения оплаты жилья как одного из источников покрытия затрат предприятий, производящих жилищно-коммунальные услуги, однако низкая квартплата, являясь одним из основных завоеваний социализма, так и не менялась с 1926 г. Множественные попытки реформирования отрасли сводились, как правило, к совершенствованию структуры управления, внедрению АСУ, привлечению градообразующих предприятий к проблемам эксплуатации и содержания жилья, изысканию средств на эксплуатацию путем перераспределения средств общественного фонда потребления.

Заложником десятилетия реформ оказалась вся система ЖКХ. Выступив на начальном этапе экономических реформ в роли амортизатора социальных последствий, жилищно-коммунальная сфера России к настоящему времени превращается в источник угроз для социального и экономического развития страны.

В каком же состоянии находится жилищный фонд страны, который передается в частные руки?

Не менее 20% жилых домов нуждаются в капитальном ремонте и реконструкции. Из года в год увеличивается ветхий и аварийный фонд с износом более 60 %. Около 20 % городского жилищного фонда не благоустроено, в малых городах России каждый второй дом не имеет инженерного обеспечения.

Износ коммунальной инфраструктуры составляет более 70 %, более четверти основных фондов полностью отслужили свой срок. Количество аварий постоянно растет. Очистные сооружения очищают до установленных нормативов только около 30 % стоков, остальные сбрасываются "недостаточно" очищенными.

По информации надзорных органов России, в последние годы сложилось неблагополучное положение с использованием газа в быту. Опасность его использования усугубляется тем, что в эксплуатации находятся большое количество газового оборудования, отслужившего свой срок и требующего замены.

Уровень надежности инженерных коммуникаций в России, по оценке специалистов, в 2,5-3 раза ниже, чем в европейских странах. Половина городских подземных трубопроводов отслужила свой срок.

Устарели применяемые технологии, особенно расточительно расходуются топливно-энергетические ресурсы.

Мы - самые страшные транжиры в мире. У нас отсутствуют должный учет и регулирование потребляемых ресурсов, в результате уровень потребления воды в два раза превышает уровень потребления в Европе.

Утечки и неучтенный расход воды в системах водоснабжения составляют в среднем по России 15 % от всей подачи воды в год, а в некоторых городах достигают 30 % и более.