V.2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС

Первый слепоглухой ребенок был принят в 1894 г. в только что организованный Е.К. Грачевой Петербургский приют для глубо­ко умственно отсталых детей. В тот же приют, получивший название «Братство во имя Царицы Небесной», в 1905 г. был помещен воспитания другой слепоглухонемой ребенок. Тогда в этом благотворительном учреждении консультировал известный врач преподаватель М.В. Богданов-Березовский, который обратил внимание на положение слепоглухих детей в России и сделал ряд публикаций в научной и популярной прессе об этом.

В России в 80-х гг. XIX в., благодаря публикации переводов американских заметок Ч. Диккенса и некоторых других сообщений, стала известна история американской слепоглухой Лауры Бриджмен, получившей воспитание в Институте для слепых Перкинса в Бостоне. Затем на весь мир прогремела история обучения другом слепоглухой, Елены Келлер, воспитанницы Анны Сулливан из того же института Перкинса. С 1884 по 1913 г. в России вышло 11 публикаций, касающихся истории жизни и творчества Е. Келлер. Стали известны факты успешного обучения слепоглу­хих в Бельгии, Франции, Норвегии, Шотландии и Швеции. Бла­годаря тесным научным контактам с Германией специалисты в России следили за успехами обучения слепоглухих в Приюте для калек в Нововесе около Потсдама, где они обучались с 1887 г. и где в 1906 г. была открыта специальная школа для слепоглухих. В 1908 г. в русском ежемесячном журнале «Слепец» был опубли­кован перевод книги немецкого педагога и исследователя Г. Римана «Психологические наблюдения над глухонемыми слепцами», изданной в Берлине в 1905 г.

Успехи в обучении слепоглухих в разных странах мира пробу­дили в определенных кругах российского общества живой инте­рес к проблемам слепоглухих детей. В 1909 г. в России было созда­но Общество попечения о слепоглухих, и при Петербургском дет­ском саде для глухонемых началось обучение трех детей. Летом того же года педагоги и воспитатели упомянутого учреждения познакомились с опытом обучения слепоглухих в Швеции и Гер­мании и начали работать в приюте для слепоглухих детей, от­крывшемся на средства Общества в 1910 г. и принявшем уже семе­рых детей с глубокими нарушениями зрения и слуха.

Это было первое учебно-воспитательное учреждение для сле­поглухонемых детей в России. Там началась работа с этими детьми педагогов М.А. Захаровой и Ю.А. Якимовой, которые продолжи­ли свою деятельность и после революции 1917 г., когда слепоглухие воспитанники вошли в состав группы глухих при Петроград­ском отофонетическом институте (позднее ставшем Ленинградс­ким институтом слуха и речи), где и обучались до 1941 г. Научные наблюдения, сделанные на основе обучения этих детей, отраже­ны в работах известного психолога А. В. Ярмоленко. С 1923 по 1937г. очень интересно работала организованная И. А. Соколянским школа для слепоглухих детей в Харькове. Самой известной воспитанни­цей этой школы стала знаменитая слепоглухая писательница О. И. Скороходова. Впоследствии этот опыт был продолжен И. А. Со­колянским и А. И. Мещеряковым в Москве в Институте дефекто­логии АПН СССР (ныне Институт коррекционной педагогики РАО), где с 1947 г. велись научные исследования и осуществля­лась практическая работа со слепоглухими детьми. Под руковод­ством известных психологов А.Н. Леонтьева и А. И. Мещерякова было организовано обучение четверых слепоглухих студентов на психологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова в 1971 — 1977 гг. Двое из них — А. В. Суворов и С.А. Сироткин имеют уче­ные степени и являются авторами нескольких научных и научно-популярных книг. Широко известная в настоящее время школа — Детский дом для слепоглухих в Сергиевом Посаде Московской области с 1963 г. успешно работает в системе Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации.

Отечественный опыт обучения слепоглухих пользуется боль­шой известностью и признанием в других странах. С 1969 г. существует международная организация, координирующая развитие исследований и служб для слепоглухих в мире, в мероприятиях которой участвуют и российские специалисты.

По данным этой организации, число слепоглухих людей в мире составляет около одного миллиона человек. К ним в настоящее время принято относить всех людей, имеющих нарушения зрения и слуха: это дети с врожденной или рано приобретенной слепоглухотой; дети с врожденными нарушениями зрения, теряющие с возрастом и слух; глухие или слабослышащие с рождения люди, нарушения зрения у которых появляются с возрастом; люди, по­терявшие слух и зрение в зрелом или пожилом возрасте.

Современное определение слепоглухоты различно в разных стра­нах. Оно во многом зависит от того, как содержание этого поня­тия трактуется в нормативных документах, принятых в том или ином государстве. Например, отнесение ребенка или взрослого инвалида к категории слепоглухих в США или Скандинавских странах гарантирует ему место для бесплатного обучения в специальной школе и особое социальное обслуживание (перевод, со-| провождение, транспорт и т.д.). В этих странах категория «слепоглухой» включена в государственный регистр инвалидов. Слепоглухота там определяется как комбинация нарушений зрения и слуха, которая создает особые трудности общения и требует обес­печения специальных образовательных нужд этих детей.

В нашей стране до настоящего времени не существует офици­ального определения слепоглухоты и других видов сложного на­рушения как особого вида инвалидности. Инвалидность до сих пор определяется по одному, наиболее выраженному нарушению.