Методы одобрения и осуждения

В процессе воспитания приме­няются методы одобрения и осуждения. Однако в 20-е гг. отношение к ним было негативное, поскольку они считались атрибутами старой школы. Неприемлемость одобрения и осуждения пытался, напри­мер, обосновывать П.П. Блонский. Он считал, что меры осуждения вызывают у ребят неприязнь к воспитателям, порождают страх и создают моральных циников. Использование же различных наказа­ний может порождать у воспитателей соблазн сделать их основны­ми средствами воздействия на детей и забывать о других воспита­тельных мерах[130]. С позиций отрицания педагогической целесообраз­ности поощрений и наказаний выступал С. Т. Шацкий.

Эту точку зрения не разделял А.П. Пинкевич. Он считал, что в процессе воспитания полезно использовать разумные меры взыска­ния, побуждающие ребят быть более требовательными к своему по­ведению. «От простого шутливого укора, добродушного выговора до временного удаления из помещения, где идет общая работа – та­кова дистанция в применении наказаний»[131]. Что же касается поощ­рений, то они, по мнению А.П. Пинкевича, вызывают нездоровое честолюбие, и он решительно отвергал их.

Одним из первых, кто стал критически оценивать существующее в теоретической педагогике негативное отношение к наказаниям, был А.С Макаренко. Обосновывая правомерность наказаний как одного из методов воспитания, он указывал на то, что они помога­ют «оформиться крепкому человеческому характеру», способствуют повышению ответственности детей за свои поступки, воспитывают волю и человеческое достоинство, вырабатывают «уменье сопро­тивляться соблазнам и преодолевать их»[132].

Что же следует понимать под методами одобрения и осуждения? Одобрение как метод воспитания есть не что иное, как признание, поло­жительная оценка поведения или качеств учащегося со стороны педагога или коллектива товарищей, выражаемые публично или в личной форме. В противоположность этому осуждение выражается в неодобрении и отрицательной оценке действий и поступков личности, которые проти­воречат нормам и правилам поведения.

Психологической основой методов одобрения и осуждения выступа­ют те внутренние противоречия и переживания, которые возника­ют у учащихся при их применении. Дело в том, что каждый ученик стремится к развитию и совершенствованию своих личностных ка­честв. Реализуя свои целевые установки, он чутко прислушивается к оценочным суждениям учителей, коллектива и отдельных учащих­ся. Если его действия и поступки одобряются, он переживает чувство удовлетворения. Это стимулирует его к улучшению своего пове­дения, вызывает прилив бодрости и энергии и укрепляет уверен­ность в дальнейшем росте.

Такое же воздействие оказывает на учащихся и метод осужде­ния, вызывая у них отрицательные внутренние переживания. Эти переживания заставляют школьника анализировать свои поступки и недостатки, обращать внимание на те внутренние противоречия, которые возникают между характером его поведения и более высо­ким уровнем требований коллектива. Все это заставляет более де­тально обдумывать свое поведение и способствует выработке так называемых задерживающих способностей, умения сопротивляться со­блазнам и тормозить неблаговидные действия, связанные с наруше­нием порядка и дисциплины. Следовательно, смысл одобрения и осуждения заключается в том, чтобы развивать у учащихся нравст­венное сознание и чувства, критическое отношение к своему пове­дению и более требовательное отношение к себе.

Каждый из этих методов имеет соответствующие средства реа­лизации и требует особого искусства в применении. Так, средствами метода одобрения являются следующие виды (меры) поощрения: лич­ная похвала учителя, классного руководителя, директора школы, благодарность в приказе по школе, награждение похвальными гра­мотами, медалями и ценными подарками. Кроме того, в школах имеются Доски почета, Книги почета, которые также являются своеобразными средствами одобрения.

Используя этот метод, прежде всего нужно учитывать возрас­тные особенности учащихся. В младших классах поощрения при­меняются чаще. Каждый положительный поступок ученика учи­тель должен заметить и как-то поощрить. Ученик правильно сидит за партой, правильно поднимает руку, не шумит на уроке – все это в младших классах должно привлекать внимание учителя. В старших же классах одобряются уже более значительные по­ступки. Например, надо обязательно заметить и поощрить, если школьник систематически самостоятельно выполняет домашние задания, изготовляет приборы, активно участвует в труде и т.д. Но нельзя слишком часто расточать в этих классах благодарности и похвалы.

Поощрение надо применять как по отношению к отдельным уче­никам, так и по отношению к коллективу. Лучшие учителя не про­сто поощряют ребят, а стремятся давать оценку их положительным действиям и поступкам. Например, они отмечают, что хорошая ра­бота на пришкольном учебно-опытном участке – это не только пока­затель трудолюбия, но и проявление сознательной дисциплины.

При использовании поощрений следует также учитывать то, как относится к ученику коллектив, его товарищи. Поощрение ученика, который делает все напоказ, будет приносить не пользу, а вред. С другой стороны, надо замечать и отмечать положительные по­ступки тех школьников, которые обычно не отличаются хорошим поведением. Это будет побуждать их к преодолению своих недостат­ков. Вообще надо стремиться больше привлекать внимание учащихся ко всему хорошему, положительному, осуществляя принцип опоры на их луч­шие поступки и качества. С этой целью оформляются стенды «Что хорошего в нашей школе», «Их поступками гордится школа», «За честь школы» и т.д.

Средствами (мерами) метода осуждения выступают: замечание учи­теля, устный выговор, выговор в приказе по школе, вызов для внуше­ния на педсовет, перевод в параллельный класс или в другую школу, исключение из школы по согласованию с районным отделом обра­зования и, наконец, направление в школу для трудновоспитуемых.

Осуждение только тогда достигает цели, когда оно является справедливым и поддерживается общественным мнением коллекти­ва. Вот почему А.С. Макаренко считал, что на первых порах работы с ученическим коллективом следует по возможности воздерживать­ся от наказаний, а многие учителя и классные руководители, преж­де чем прибегать к осуждению поступков тех или иных учащихся, советуются с коллективом.

Всякое осуждение должно сопровождаться анализом неблаго­видного поступка и его моральной оценкой. Не следует использо­вать меры осуждения в тех случаях, когда ученик нарушил правила поведения необдуманно, случайно – здесь вполне можно ограни­читься разъяснительной беседой или же простым упреком. Особен­но внимательно следует относиться к тем ученикам, которые отли­чаются повышенной раздражительностью и неуравновешенным ха­рактером. В таких случаях меры осуждения могут спровоцировать этих учеников на необдуманные и рискованные поступки: уход с уроков, из дома и т.д. В подходе к подобным учащимся нужно прояв­лять особую осторожность и очень тактично анализировать допус­каемые ими нарушения правил поведения.

Признавая правомерность одобрения и осуждения в системе школьного воспитания, нельзя, однако, преувеличивать их педаго­гического значения. Их неправильное или слишком широкое ис­пользование может обернуться отрицательными последствиями. Именно поэтому их относят к вспомогательным методам воспита­ния, которые применяются главным образом для коррекции пове­дения.

7. Методы требования и контроля за поведением. Метод пере­ключения. Комплексное использование методов воспитания

Личность постоянно испытывает влияние множества разнообраз­ных внешних воздействий и внутренних побуждений. Нередко эти воздействия и побуждения отвлекают учащихся от выполнения ус­тановленных норм и правил поведения. Например, чрезмерное ув­лечение отдельными играми может создавать помехи в учении, дружба с недисциплинированными сверстниками – вызывать склонность к неблаговидным действиям и поступкам и т.д. Подоб­ных помех в воспитании встречается немало. Вот почему, наряду с убеждением, положительным примером, упражнениями, одобрени­ем и осуждением, возникает необходимость в применении таких ме­тодов воспитания, как предъявление требований, осуществление контро­ля за поведением учащихся., а также переключение с одного вида деятельнос­ти на другой.

В чем же заключается сущность этих методов и их педагогичес­кое значение? Требование есть способ непосредственного побуждения уча­щихся к тем или иным поступкам или действиям, направленным на улуч­шение поведения. Требования помогают учащимся осознавать и пере­живать возникающие у них внутренние противоречия между имею­щимся и необходимым уровнем развития и тем самым вызывают потребность в работе над собой. Педагогическими средствами этого ме­тода являются просьба, тактичные указания и распоряжения учите­лей, классных руководителей, директора школы и его заместителей. Значение этого метода состоит в том, что он позволяет оперативно и действенно реагировать на отклонения в поведении учащихся и соответствующим образом корректировать его. Естественно, что его эффективность определяющим образом зависит от благожела­тельных отношений между учащимися и учителями, от педагогичес­кого такта и чуткости последних.

Под контролем (от фр. controle – надсмотр с целью проверки) понимается такой метод воспитания, который выражается в наблюде­нии за деятельностью и поведением учащихся с целью побуждения их к соблюдению установленных правил поведения, а также к выполнению предъявляемых заданий или требований. Средствами осуществления контроля являются: повседневное наблюдение за поведением и работой учащихся, индивидуальные беседы о выполнении получен­ных заданий или общественных поручений, отчеты школьников перед товарищами о своей работе и дисциплине. Контроль вы­полняет роль напоминающего фактора в поведении учащихся, выступая в качестве действенного стимула их деятельности и со­блюдения установленного порядка.

Несколько иной является психолого-педагогическая основа воспита­тельного воздействия метода переключения. В процессе воспитания иногда наблюдаются факты одностороннего увлечения учащихся той или иной деятельностью, которая нередко способствует форми­рованию негативного поведения (например, чрезмерное увлечение детективной литературой, нездоровыми играми, в том числе и в карты, хождение группами по улицам в вечернее время и т.д.). За­преты и увещевания в этих случаях не всегда помогают. Гораздо более действенным методом преодоления подобных недостатков является переключение учащихся на другие, более полезные виды деятельности и постепенное формирование нового стереотипа по­ведения.

Весьма действенным оказывается этот метод, когда нужно возбу­дить у ученика или коллектива новые психические переживания, например, сгладить появившуюся обиду, снизить угнетающее воз­действие неудачи или плохого настроения. Хорошо влияет этот метод тогда, когда учитель наталкивается на упрямство ученика и прямые требования не дают положительных результатов. В этих случаях лучше всего переключить внимание ученика на другую дея­тельность, а в процессе ее побудить его к осознанию допущенных ошибок. Педагогическая действенность данного метода связана с тем, что, переключая внимание ученика или целого коллектива на новые виды деятельности, педагог возбуждает у них новые психические пережива­ния, создает новые внутренние установки в поведении и таким образом усиливает свое воздействие на их сознание, чувства и волевую сферу.

Очень полезен метод переключения в тех случаях, когда учителя сталкиваются с детской драчливостью, капризами и непослушани­ем. Хорошую мысль на счет этого высказывал в свое время А.П. Пинкевич.

«Детская драчливость, даже капризы в большинстве случаев ни­чего «ужасного» не представляют, – писал он, – нужно только су­меть направить энергию ребенка в другое русло. Наступательные ин­стинкты найдут себе прекрасное выражение в различных играх, в спорте, в старшем возрасте – в занятиях исследовательского типа, в соревновании при работе, в физическом труде и т.д. И скорее отсут­ствие наступательного инстинкта у ребенка в первые годы его разви­тия должно нас беспокоить, чем его присутствие»[133].

Заканчивая рассмотрение общих методов и средств воспитания, следует подчеркнуть, что только умелое применение всей совокупности методов воспитания обеспечивает успех в развитии учащихся в целом и в формировании у них личностных качеств, в частности. Вот почему всегда нужно помнить положение А.С. Макаренко о том, что «никакое средство нельзя рассматривать отдельно взятое от системы. Никакое средство вообще, какое бы ни взяли, не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если мы рассматриваем его отдельно от других средств, от целой системы, от целого комплекса влияний»[134]. Это ставит перед учителем задачу овладения искусством комплексного применения всех методов и средств воспитания и повыше­ния их педагогической действенности.

 

Литература для самостоятельной работы

Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. – М., 1984.

Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. – М., 1980.

Журавлев В.И. Сочетание средств и методов воспитания // Сов. педагогика. – 1985. – № 6.

Kopomoe B.M. Общая методика учебно-воспитательного процесса. – М., 1983.

Харламов И.Ф. Основные вопросы организации воспитательной работы в школе. – Минск, 1967.

Щуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. – М., 1994.