Эластичность рыночного спроса по цене и доходам. Опишите реакцию спроса в России на девальвацию рубля в 1998 году. Почему спрос на разные товары изменился не одинаково?
Зависимость изменения спроса на товар от изменения его цены называется эластичностью спроса по цене. Принято различать три уровня ценовой эластичности спроса:
1) Эластичный спрос;
2) Спрос с единичной эластичностью;
3) Неэластичный спрос.
Представим коэффициент эластичности спроса в виде формулы:
Помимо эластичности спроса по цене важный практический смысл имеет эластичность спроса по доходу, которую можно определить как отношение процентного изменения объема спроса на товар к процентному изменению дохода:
Если увеличение спроса опережает рост дохода ( ), то говорят о высокой эластичности спроса по доходу. Так бывает, в частности, со спросом на товары длительного пользования, например автомобили или персональные компьютеры, для приобретения которых люди берут кредит или тратят сбережения.
Возможна и противоположная ситуация, когда значение ED,I отрицательно ( ). В этом случае речь идет об аномальных товарах (дешевые сорта макарон, маргарин и т.п.), т.е. о тех товарах, которые потребители при растущем доходе покупают, как правило, меньше, заменяя их более качественными или престижными.
В результате девальвации рубля в 1998 году лидерами в снижении спроса стали заменимые продукты питания. Напротив, наибольшую устойчивость спроса продемонстрировали лекарства – продукт одновременно и незаменимый, и жизненно важный, а потому мало эластичный по доходу. А спрос на продукцию предприятии легкой и пищевой промышленности увеличился.
Растущий спрос на продовольствие сначала стимулировал рост в пищевой промышленности, затем он потянул за собой подъем в сельском хозяйстве, а оттуда уже перекинулся в сельхозмашиностроение.
Спрос же на импортируемые товары снижался.