Проблема исчезающей одаренности

Благодаря искусству педагогов, родителей таланты могут быть замечены в детях и раскрыты на радость людям. А может произойти и так, что они исчезнут.

Утрата бывшим вундеркиндом своей особенности тяжело переживается ребенком.
Все многообразие форм исчезновения детской одаренности, описанных в специальной психолого-педагогической литературе, можно свести к следующим типам:
1. Утрата творческого потенциала, "кризис креативности".

Проявляется в прекращении создания ребенком творческих продуктов, свойственных его одаренности.

2. "Кризис интеллектуальности". Снижение интеллектуальной активности, интеллектуальной продуктивность ребенка.

"Кризис интеллектуальности" возникает в случае интеллектуальной перегруженности одаренного ребенка.

Доминирование в развитии детей интеллектуального компонента - вещь коварная, потому что нарушается равномерность развития ребенка. Развивая интеллект в ущерб остальным составляющим, деформируется личность ребенка.

3. "Кризис мотива достижений" - снижение или полная потеря интереса к процессу и результатам своего труда.

Выражается в нарушение волевой регуляции - "мог бы, но не хочу".

Как победа заниженной самооценки "мог бы, но получится плохо"

Как неадекватная оценка требований социума "мог бы, но это никому не нужно"…

Вывод

Детская одаренность сможет успешно избежать кризисные состояния, если придерживаться следующих позиций:

—предоставлять ребенку возможность быть субъектом собственной деятельности и развивать индивидуальный познавательный опыт;

—наряду с интеллектуальной сферой одаренного ребенка, развивать его физическую, эмоционально-волевую, социально-коммуникативную сферы;

- стимулировать интерес ребенка к процессу и результатам своего труда.