II. Фрагмент лекции по методике преподавания математики. Тема «Методика изучения сложения и вычитания чисел в пределах 20».

Преподаватель готовит аудиторию к прослушиванию лекции:

– Тема сегодняшней лекции «Методика изучения сложения и вычитания чисел в пределах 20». Прежде чем мы начнем, предлагаю вам определить вопросы, которые необходимо рассмотреть при изучении этой темы. В ходе направляемой педагогом дискуссии студенты высказывают свои мнения и приходят к выводу о необходимости рассмотрения следующих вопросов:

– цели изучения данной темы (требования стандарта, программ);

– вычислительные приемы, рассматриваемые в рамках темы, методика их изучения;

– система работы учителя по формированию необходимых вычислительных умений и навыков.

Преподаватель, подытоживая ответы студентов, сообщает план лекции, с помощью мультимедийного проектора предъявляет аудитории выдержки из образовательного стандарта, предлагает прочитать их и выделить требования к изучению данной темы. Обобщая высказывания студентов, преподаватель формулирует цели изучения темы:

– добиться усвоения детьми всех вычислительных приемов, изучаемых в этой теме, и сформировать умение применять их на практике;

– добиться усвоения детьми таблицы сложения и соответствующих случаев вычитания. Затем преподаватель переходит к изложению материала, предупредив студентов, что в ходе лекции будут допущены ошибки.

В текст лекции включались, например, такие материалы.

1. Для усвоения вычислительного приема сложения однозначных чисел с переходом через разряд целесообразно предлагать детям упражнения следующего вида:

Сравни выражения:

7 + 8, 9 + 4, 5 + 6.

2. Для заучивания табличных случаев сложения и вычитания однозначных чисел целесообразно предлагать детям упражнения следующего вида:

Разбей выражения на две группы:

9 + 4, 12 – 6, 11 – 7, 3 + 8, 6 + 9, 12 – 4.

Студенты по ходу лекции отмечали обнаруженные ими ошибки. За 10–15 минут до окончания лекции был проведен анализ обнаруженных и необнаруженных ошибок. При итоговом анализе ошибок студенты выяснили, что задание 1 с указанной в нем целью использовать нецелесообразно. Лучше предложить другое задание:

Сравни выражения и их решения:

12 – 5 = 12 – 2– 3 = 10– 3 = 7,

12 – 6 = 12 – 2– 4 = 10– 4 = 6,

12 – 7 = 12 – 2– 5 = 10– 5 = 5.

Задание 2 на классификацию также нецелесообразно использовать, так как разбиение на две группы может производиться либо по внешним признакам (сумма или разность), либо по результату (однозначное или двузначное число), причем учащиеся могут найти неверный результат, но выполнить верное разбиение. С указанной целью лучше предложить следующее задание:

Разбей выражения на две группы:

9 + 3, 6 + 9, 7 + 8, 8 + 4, 6 + 6, 7 + 5, 10 + 5.

В данном случае для того, чтобы выполнить задание, надо правильно найти результат. Приведем еще один пример.

Сравни выражения:

а) 12 – 3, 13 – 4, 14 – 5, 15 – 6;

б) 8 + 3, 7 + 4, 6 + 5, 7 + 4.

Сравнение таких выражений показывает учащимся рациональные приемы заучивания табличных случаев сложения и вычитания. Таким образом, проблемные лекции способствуют творческому усвоению студентами закономерностей, принципов и содержания изучаемой науки, активизируют их самостоятельную (аудиторную и внеаудиторную) учебно познавательную деятельность. Включение проблемных лекций в процесс обучения обеспечивает не только более качественное усвоение знаний, но и готовит будущего учителя к использованию проблемно диалогического обучения в школе. Литература1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М.: Высшая школа, 1991.

2. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования. – М.: Изд_во АПН РСФСР, 1956.

3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Ч. III. Проблемные уроки: Научно практич. пособие... – Ростов/н/Д: Изд_во «Учитель», 2006.

4. Лернер Г.И. Проблемное обучение на уроках биологии // Биология: Еженедельная учебно_методич. газета. – 2004, № 39.

5. Лернер И.Я. Вопросы проблемного обучения на Всесоюзных педагогических чтениях // Советская педагогика. – 1968, № 7.

6. Матюшкин А.М. Проблемы развития профессионально теоретического мышления. – М.: Педагогика, 1980.

7. Махмутов М.И. Проблемное обучение. – М.: Педагогика, 1975.

8. Рубинштейн С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории//Вопросы психологии. – 1960, № 3.