ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

1. Современная классификация филологических наук. Языкознание как точная, гуманитарная, естественная наука. Различные подходы и следствия этих подходов в образовании.

2. Общая характеристика состояния лингвистики на современном этапе. Плюрализм современной лингвистики.

3. Системоцентрическое и антропоцентрическое языкознание.

4. Онтология языка. Отражение представлений об онтологии языка в различных лингвистических концепциях.

5. Описательное и историческое языкознание

6. Психолингвистика. Общая характеристика. Школы психолингвистического направления. Методы психолингвистики.

7. Социолингвистика. Ее отличие от психолингвистики и описательной лингвистики.

8. Системно-структурная лингвистика, ее роль и круг проблем в современной науке. Проблема метода в системно-структурном направлении.

9. Структурная лингвистика. Основные школы структурализма, современный структурализм.

10. Когнитивная лингвистика: формирование, направление, терминология.

11. Лингвосинергетика. Ее задачи, место в современном языкознании.

12. Прикладные области языкознания, их актуальность, проблемы, ограничения.

13. Компьютерная лингвистика. Основные проблемы.

14. Компьютерная лексикография. Машинный фонд русского языка.

15. Национальный корпус русского языка как информационно-поисковая система. Задачи и возможности применения НКРЯ.

16. Философские проблемы обучения языка и литературы. Логический, когнитивный, нейрофизиологический подходы.

17. Проблема восприятия лингвистических дисциплин в школьном образовании с позиции достижений современной когнитивной науки. Ложные стереотипы метаязыкового сознания школьника и способы их разрушения.

18. Отражение интегративности современной науки, черт современной лингвистической парадигмы, современных лингвистических достижений в содержательной составляющей предмета «русский язык».

19. Проблема нормы и ее эволюции в социальном и образовательном пространстве.

20. Дисциплина «русский язык» с позиции современных технологий репрезентации научного знания,

21. Дисциплина «русский язык» с позиции проблем и задач современного российского общества.

22. Роль современного языкового пространства в формировании дискурсивного мышления школьника.

 

 

Зачет в форме тестирования по основным понятиям

и защиты проекта по темам:

 

1. Современная классификация филологических наук. Языкознание как точная, гуманитарная, естественная наука. Различные подходы и следствия этих подходов в образовании.

2. Системоцентрическое и антропоцентрическое языкознание.

3. Национальный корпус русского языка как информационно-поисковая система. Задачи и возможности применения НКРЯ.

4. Ложные стереотипы метаязыкового сознания школьника и способы их разрушения.

5. Отражение современных лингвистических достижений в содержательной составляющей предмета «русский язык».

6. Дисциплина «русский язык» с позиции современных технологий репрезентации научного знания,

7. Дисциплина «русский язык» с позиции проблем и задач современного российского общества.

8. Роль современного языкового пространства в формировании дискурсивного мышления школьника.