ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
1. Современная классификация филологических наук. Языкознание как точная, гуманитарная, естественная наука. Различные подходы и следствия этих подходов в образовании.
2. Общая характеристика состояния лингвистики на современном этапе. Плюрализм современной лингвистики.
3. Системоцентрическое и антропоцентрическое языкознание.
4. Онтология языка. Отражение представлений об онтологии языка в различных лингвистических концепциях.
5. Описательное и историческое языкознание
6. Психолингвистика. Общая характеристика. Школы психолингвистического направления. Методы психолингвистики.
7. Социолингвистика. Ее отличие от психолингвистики и описательной лингвистики.
8. Системно-структурная лингвистика, ее роль и круг проблем в современной науке. Проблема метода в системно-структурном направлении.
9. Структурная лингвистика. Основные школы структурализма, современный структурализм.
10. Когнитивная лингвистика: формирование, направление, терминология.
11. Лингвосинергетика. Ее задачи, место в современном языкознании.
12. Прикладные области языкознания, их актуальность, проблемы, ограничения.
13. Компьютерная лингвистика. Основные проблемы.
14. Компьютерная лексикография. Машинный фонд русского языка.
15. Национальный корпус русского языка как информационно-поисковая система. Задачи и возможности применения НКРЯ.
16. Философские проблемы обучения языка и литературы. Логический, когнитивный, нейрофизиологический подходы.
17. Проблема восприятия лингвистических дисциплин в школьном образовании с позиции достижений современной когнитивной науки. Ложные стереотипы метаязыкового сознания школьника и способы их разрушения.
18. Отражение интегративности современной науки, черт современной лингвистической парадигмы, современных лингвистических достижений в содержательной составляющей предмета «русский язык».
19. Проблема нормы и ее эволюции в социальном и образовательном пространстве.
20. Дисциплина «русский язык» с позиции современных технологий репрезентации научного знания,
21. Дисциплина «русский язык» с позиции проблем и задач современного российского общества.
22. Роль современного языкового пространства в формировании дискурсивного мышления школьника.
Зачет в форме тестирования по основным понятиям
и защиты проекта по темам:
1. Современная классификация филологических наук. Языкознание как точная, гуманитарная, естественная наука. Различные подходы и следствия этих подходов в образовании.
2. Системоцентрическое и антропоцентрическое языкознание.
3. Национальный корпус русского языка как информационно-поисковая система. Задачи и возможности применения НКРЯ.
4. Ложные стереотипы метаязыкового сознания школьника и способы их разрушения.
5. Отражение современных лингвистических достижений в содержательной составляющей предмета «русский язык».
6. Дисциплина «русский язык» с позиции современных технологий репрезентации научного знания,
7. Дисциплина «русский язык» с позиции проблем и задач современного российского общества.
8. Роль современного языкового пространства в формировании дискурсивного мышления школьника.