Практические занятия

Практическое занятие 1

Тема: Профессиональная педагогическая деятельность

План.

1. Возникновение и развитие педагоги­ческой деятельности.

2. Система образования в современной России.

3. Ценностные (аксиологические) характеристики педагогической деятельности.

4. Понятие, виды, компоненты педагогической деятельности.

5. Общая характеристика педагогической профессии.

6. Профессионально важные качества личности педагога. Педагогическая профессиограмма.

7. Педагогические способности и умения.

8. Профессиональная педагогическая компетентность.

Задания для самостоятельной работы:

1. Запишите в словарь определения следующих понятий (всего - 12): гуманизм, гуманистический идеал человека, инварианты педагогические, система образования, система педагогическая, традиции базисные педагогические, умения педагогические, педагогическая деятельность, профессионально-педагогическая направленность, компетентность общекультурная, компетентность учителя профессиональная, компетенция социальная [3].

Литература основная:

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 304 с. - (Серия «Учебник нового века»). - Глава 5. Профессионально-педагогическая деятельность - С. 141-169.

2. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошников и др.; Под ред. А.С. Роботовой. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 208 с.

3. Панченко Т.В. Введение в педагогическую деятельность (Учебно-методическое пособие) - Мурманск: МГПУ, 2010. - 119 с. - Тираж 100 экз.

4. Панченко Т.В. Электронное гипертекстовое учебно-методическое пособие «Введение в педагогическую деятельность». Национальный информационный фонд неопубликованных документов. - Номер государственной регистрации: 50200900248 от 09.02.2009. - Свидетельство об отраслевой регистрации разработки в Отраслевом фонде алгоритмов и программ № 12215 от 11.02.2009.

5. Сластёнин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 576 с. - Раздел 1. - Введение в педагогическую деятельность. - С. 3-57.

6. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2004. - 432 с. - С. 317-345.

7. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2006. - 480 с. - С. 74-89.

Литература дополнительная:

1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2000. - 174 с.

2. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Юрайт, 1999. - 464 с. - Лекция III. Педагогическая деятельность как общественное явление. - С. 28-50.

3. Педагогика: педагогические теории системы, технологии: Учеб. для студентов высших и средних учебных заведений / Под ред. С.А. Смирнова - М.: Академия, 2000. - 512 с. - Глава 5. Педагог - профессия и личность. - С. 90-114. - Параграф 1. Педагогическая профессия и ее роль в современном обществе. - С. 90-94. - Понятие педагогической деятельности. - С. 28-32.

4. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1. - 576 с. - Общие основы педагогики. Процесс обучения. - Тема 8. Учитель современной школы. - С. 230-288.

5. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 512 с.

Практическое занятие 2

Тема: Методология педагогики, методы и логика педагогического исследования

План

1. Понятие и уровни методологии педагогики.

- Философский уровень.

- Общенаучный уровень.

- Конкретно-научный уровень.

- Технологический уровень.

2. Философские основания педагогики (прагматизм, неопозитивизм, неотомизм, экзистенциализм, бихевиоризм, материализм и др.).

3. Методологические принципы педагогики: аксиологический, антропологический, деятельностный, культурологический, личностный, полисубъектный, системный, этнопедагогический и др.

4. Методы педагогического исследования. Логика педагогического исследования.

Основные понятия: педагогическая антропология; методологические параметры исследования (актуальность исследования, проблема исследования, цель исследования, объект исследования, предмет исследования, гипотеза исследования, задачи исследования, методологическая основа исследования, методы исследования, научная новизна исследования, теоретическая значимость исследования, практическая значимость исследования; наблюдение, эксперимент).

Задания для самостоятельной работы:

1. Запишите в тетрадь определения следующих понятий (всего - 22): апробация, верификация, гипотеза, задачи педагогического исследования, методика педагогического исследования, объект педагогического исследования, предмет педагогического исследования, проблема педагогического исследования, цель педагогического исследования, педагогическое исследование, методология, парадигма, критерии качества педагогического исследования, актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, методы педагогического исследования, методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования, математические методы, наблюдение, эксперимент [3].

2. Заполните таблицу 1 «Методологические основания педагогики» [4].

Таблица 1. Методологические основы педагогики

Прагматизм, неопрагматизм   Позитивизм неопозитивизм Экзистенциализм   Неотомизм   Бихевиоризм, необихевиоризм Диалектический материализм
Представители: Представители: Представители: Представители: Представители: Представители:
Характеристика: Характеристика: Характеристика: Характеристика: Характеристика: Характеристика:

 

Литература основная.

1. Дранишников В.В. Общие основы педагогики: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов. - Мурманск: МГПУ, 2006. - 118 с. - Понятие о методологии педагогической науки и методологическая культура учителя. - С. 60-66.

2. Кашлев С.С. Педагогика: теория и практика педагогического процесса: Учебное пособие: в 3 ч. Ч 1. - Мн.: Зорны верасень, 2005. - 124 с.

3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2000. - 174 с.

4. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Юрайт, 1999. - 464 с. - Раздел 1. Теоретико-методологические основы педагогики (С. 7-86). - Цель педагогической деятельности. - С. 33-44.

5. Панченко Т.В. Введение в педагогическую деятельность (Учебно-методическое пособие) - Мурманск: МГПУ, 2010. - 119 с. - Тираж 100 экз.

6. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1. - 576 с. - Общие основы педагогики. Процесс обучения. - Цели воспитания. - С. 127-160.

7. Сластёнин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластёнина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 576 с. - Раздел 1. Введение в педагогическую деятельность (С. 3-57). - Методологические основы обучения. - С. 151-153.

8. Сластенин В.А., Каширин В.П. Педагогика и психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004 . - 480 с. - С. 146-160.

9. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 1999. - 519 с. - Глава 3. Разработка в педагогике проблемы целей воспитания. - С. 46-61.

Практическое занятие 3

Тема: Поликультурная компетенция педагога

План

1. Понятие поликультурной компетенции педагога.

2. Толерантность: понятие, виды, критерии.

3. Формы проявления дискриминации в образовательном учреждении и стратегии их профилактики и преодоления в педагогической деятельности в поликультурном и полиэтническом классе.

Вопросы для обсуждения

1. Какова роль национально-психологических особенностей в адаптации ребенка (школьника) к новой культурной среде?

2. Какие культурные факторы влияют на образовательные возможности школьника, на его учебу и отношения с одноклассниками и учителями? Приведите примеры.

3. Почему многокультурное образование необходимо школьникам и доминирующей культурной группы, и доминируемой?

4. Если учитель и ученик в классе имеют одну и ту же этническую идентичность, имеют ли они право разговаривать на своем языке в присутствии остальных учеников?

5. В чем преимущества и недостатки билингвизма? Существует ли связь между лингвисизмом и успехами ученика в учебе? почему «да» или почему «нет»?

Литература

1. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. – М.: Народное образование, 1999. – 208 с.

2. Дмитриев Д.Г. Всем сестрам по серьгам, или учебный стиль ученика: как с ним работать // Школьные технологии, 1998. - № 4. – С. 12-18. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. – М.: Академия, 1999. – 320 с.

3. Крысько В.Г. Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский Центр «Академия», 2004. – 320 с.

4. Педагогика межнационального общения: Учебное пособие / Под ред. Д.И. Латышиной. – М.: Гардарики, 2004. – 320 с.

5. Педагогика межнационального общения: Учебно-методическое пособие / Авт. – сост. А.Н. Саврасова. – Мурманск: МГПУ, 2005. – 71 с.

6. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. – М.: Академия, 1999. – 230 с.

 

Практическое занятие 4

Тема: Процесс обучения

План

1. Сущность, структура и функции процесса обучения.

2. Законы в обучении.

3. Закономерности в обучении.

4. Принципы обучения как дидактические категории. Соотношение закономерностей, принципов и правил обучения.

5. Принципы обучения в трактовке современных исследователей (Б.А. Голуб, В.И. Загвязинский, П.И. Подласый, В.А. Сластёнин и др.).

6. Сущность дидактических принципов и особенности их реализации.

- Принцип сознательности и активности.

- Принцип систематичности и последовательности.

- Принцип наглядности.

- Принцип связи теории с практикой.

- Принцип научности.

- Принцип учета индивидуальных особенностей ребенка в условиях коллективной деятельности.

- Принцип прочности.

- Принцип доступности.

7. Понятие развивающего обучения.

 

Литература основная

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 304 с. – (Серия «Учебник нового века»). – Характеристика процесса обучения. – С. 86-88.

2. Голуб Б.А. Основы общей дидактики: Учебное пособие для студ. пед. вузов. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 96 с.

3. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с. – Глава 3. О законах и закономерностях обучения. – С. 31-34. – Глава 4. Принципы обучения. – С. 35-50.

4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Академия, 2000. – 174 с.

5. Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или Семь шагов для тех, кто учит. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «Модек», 2001. – 256 с. - Основные закономерности и принципы обучения. – С. 118-122.

6. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Юрайт, 1999. – 464 с. – Структура и динамика процесса обучения. – С. 344-350. – Движущие силы процесса обучения. – С. 351-356.

7. Педагогика: педагогические теории системы, технологии: Учеб. для студентов высших и средних учебных заведений / Под ред. С.А. Смирнова – М.: Академия, 2000. – 512 с. – Глава 6. Обучение как составная часть педагогического процесса. – С. 115-146.

8. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1. – 576 с. – Общие основы педагогики. Процесс обучения. – Часть 2. Тема 1. Процесс обучения. – С. 292-315.

9. Сластёнин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 576 с. – Глава 10. Обучение в целостном педагогическом процессе. – С. 147-164.

10. Сластенин В.А., Каширин В.П. Педагогика и психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004 . – 480 с. – С. 312-328.

11. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 1999. – 519 с. – Глава 9. Сущность процесса обучения, его задачи и внутренняя структура. – С. 142-170.

12. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с. – Законы, закономерности и принципы обучения. – С. 70-90.

Литература дополнительная

Голуб Б.А. Основы общей дидактики: учеб. пособие для пед.вузов. – М..: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 96 с.

Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М.: Просвещение, 1982. – 319 с. – Закономерности процесса обучения. - С. 161-167.

 

Практическое занятие 5

Тема: Организационные системы, формы, методы и средства обучения

План

1. Виды организационных форм обучения.

2. Организационные системы обучения.

3. Классификации методов обучения (классическая классификация, по М.Н. Скаткину - И.Я. Лернеру, по Ю.К. Бабанскому).

4. Понятие о средствах обучения. Технические средства обучения.

Задания для самостоятельной работы

1 Выделите основные преимущества и недостатки различных систем организации обучения [2], [7], [9]. Заполните таблицу 1.

2 Запишите в словарь основные понятия темы: форма организации обучения, урок, учебная экскурсия, семинар, школьная лекция, практикум, методы обучения.

 

Таблица 1. Характеристика систем организации обучения

 

Организационная система обучения   Основоположник (представители) Преимущества Недостатки
Классно-урочная система      
Белл-ланкастерская система        
Батовская система        
Мангеймская система        
Дальтон-план        
План Трампа        

 

Литература

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 304 с. – (Серия «Учебник нового века»). – Формы и методы организации обучения. – С. 89-91, 100-104.

2. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с. – Глава 8. Формы организации учебного процесса. – С. 130-169.

3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Академия, 2000. – 174 с.

4. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Юрайт, 1999. – 464 с. – Лекция 21. Формы организации процесса обучения. – С. 357-386. – Лекция 22. Методы обучения. – С. 387-413.

5. Педагогика: педагогические теории системы, технологии: Учеб. для студентов высших и средних учебных заведений / Под ред. С.А. Смирнова – М.: Академия, 2000. – 512 с. – Глава 8. Эволюция методов обучения и их классификация. – С. 167-175. – Глава 9. Методы обучения. – С. 176-201. – Глава 10. Формы организации обучения. – С. 202-244.

6. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1. – 576 с. – Общие основы педагогики. Процесс обучения. – Часть 2. Тема 6. Методы обучения. – С. 469-510. – Тема 7. Виды и формы обучения. – С. 511-544.

7. Сластёнин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 576 с. – Глава 14. Формы и методы обучения. – С. 251-281.

8. Сластенин В.А., Каширин В.П. Педагогика и психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004 . – 480 с. – С. 334-352.

9. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 1999. – 519 с. – Глава 11. Методы обучения и активизации познавательной деятельности учащихся. – С. 184-220. – Глава 12. Формы организации обучения и их развитие в дидактике. Урок как основная форма школьного обучения. – С. 221-227. – Глава 13. Дидактические основы уроков различных типов. – С. 228-257. – Глава 14. Другие формы организации обучения. – С. 258-264.

10. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с. – Глава 5. Формы и методы обучения. – С. 297-355.

 

Практическое занятие 6

Тема: Воспитание в целостном педагогическом процессе

План

1. Сущность процесса воспитания. Воспитание в широком и узком смысле слова.

2. Факторы, влияющие на выбор целей воспитания.

3. Социализация и воспитание.

- Соотношение социализации и воспитания.

- Факторы социализации (этнос, семья, общество сверстников, средства массовой коммуникации и др.).

- Механизмы социализации.

- Агенты социализации.

- Принципы социального воспитания.

- Семья как среда воспитания личности ребенка.

- Трудновоспитуемые дети.

Основные понятия: воспитание в широком и узком смысле слова, социализация, самовоспитание, перевоспитание, ребенок как объект и субъект воспитания.

Основная литература:

1. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 512 с. – С. 294-372.

2. Сластенин В.А., Каширин В.П. Педагогика и психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004 . – 480 с. – Воспитание в целостном педагогическом процессе. – С. 248-270.

3. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 256 с.

4. Шамова Т.И., Шибанова Г.Н. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление. – М.: ЦГЛ, 2005. – 200 с.

Дополнительная литература:

Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2006. – 480 с. – С. 90-98.

Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 432 с. – С. 236-265.

 

Практическое занятие 7

Тема: Методы воспитания и их классификация

План

1. Понятие о методах, приемах, средствах и формах воспитания.

2. Классификация методов воспитания.

3. Методы формирования сознания личности.

4. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

5. Методы стимулирования поведения и деятельности.

Литература

1. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК – М.: Юрайт – М., 2001 – 607 с.

2. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 512 с.

3. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. институтов. / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др. – М.: Просвещение, 1998. – 479 с.

4. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640с.

5. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа – Пресс, 2000. – 512с.

6. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: в 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1999. Кн. 2: Процесс воспитания – 256с.

7. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших учеб. заведений – М.: Просвещение, 1996. – 432с.

8. Реан А.А., Бордовская В.П., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000. – 432 с.

9. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004 . – 576 с.

 

Практическое занятие 8