Метод стоимости чистых активов.

Преимущества и недостатки метода стоимости чистых активов.

Преимущества:
1. Метод основан на достоверной информации о реальных активах, которые находятся в собственности предприятия.
2. Данный метод имеет достаточно полную и достоверную базу для проведения оценки

Недостатки:
1. Метод не учитывает эффективность деятельности предприятия и перспективы его работы.
2. Не учитывает рыночную ситуацию спроса и предложения.

Этапы расчета:
1. Определяется рыночная стоимость недвижимого имущества.
2. Определяется рыночная стоимость машин и оборудования.
3. Выявляются нематериальные активы предприятия, в том числе гудвилл.
4. Оцениваются финансовые вложения, как долгосрочные, так и краткосрочные.
5. Товарно-материальные запасы переводятся в текущую стоимость. Устаревшие запасы, как правило, списываются полностью или частично. Затраты в незавершенном производстве оцениваются по фактической себестоимости, готовая продукция оценивается по рыночной стоимости.
6. Оценивается дебиторская задолженность. Безнадежная задолженность, как правило, списывается, просроченная списывается полностью или частично. Суммы к получению дисконтируются.
7. Оцениваются расходы будущих периодов, как правило, по номинальной стоимости.
8. Учитываются денежные средства в кассе и на всех счетах. Это единственная статья, которая не подлежит ни какой корректировке.
9. Обязательства предприятия переводятся в текущую стоимость.
10. Определяется рыночная стоимость собственного капитала, как разность между рыночной стоимостью активов и рыночной стоимостью всех обязательств.

ГУДВИЛЛ– часть нематериальных активов предприятия, определяемая доброй репутацией, деловыми связями, фирменным наименованием, фирменной маркой.

Для расчета гудвилла применяется метод избыточных прибылей.
Этапы расчета.
1. Определяется рыночная стоимость материальных активов.
2. Рассчитывается нормализованная прибыль.
3. Определяется средний по отрасли доход на активы или на собственный капитал.
4. Рассчитывается ожидаемая прибыль на основе среднего по отрасли дохода на активы или на собственный капитал.
5. Рассчитывается избыточная прибыль как разность между нормализованной прибылью и ожидаемой.
6. Рассчитывается стоимость избыточных прибылей, методом капитализации.
ГУДВИЛЛ = Избыточная прибыль / ставку капитализации.
7. Стоимость ГУДВИЛЛ добавляем к стоимости компании.
8. Определяется обоснованная рыночная стоимость собственного капитала.

Тема 6. Сравнительный подход.

Ценность активов в сравнительном подходе определяется тем, за сколько они могут быть проданы при наличии сформированного финансового рынка Сравнительный подход базируется на следующих положениях:
1) в качестве ориентира используются сформированные рынком цены на аналогичные предприятия.
2) в основу положен принцип альтернативности инвестиций.
3) в аналогичных предприятиях соотношение между ценой и финансовой базой (выручка, прибыль, дивиденды) как правило совпадает.

Преимущества сравнительного подхода:
- ориентация на фактические цены купли – продажи;
- реальное отражение спроса и предложения на данный бизнес.

Недостаткисравнительного подхода :
- метод игнорирует перспективы развития предприятия в будущем;
- требуется разносторонняя финансовая информация не только по оцениваемому объекту, но и по аналогу;
- необходимость внесения сложных корректировок.

В сравнительном подходе применяется три метода.

Метод компании аналога базируется на цене за одну акцию.
Сфера применения - оценка миноритарного (неконтрольного) пакета акции.

Метод сделок или метод продаж базируются на цене контрольного пакета акций или предприятия в целом. Сфера применения - оценка предприятия в целом или контрольного пакета акций.

Метод отраслевых коэффициентов основан на использовании рекомендуемых соотношений между ценой и какими-либо показателями.

Этапы расчета:
1. Сбор необходимой информации. Информация собирается двух типов: ценовая информация (рыночная) и финансовая информация, представленная бухгалтерской отчетностью.
2. Составление списка аналогичных предприятий.
- Список «подозреваемых».
- Составление списка кандидатов.
- Определение списка предприятий-аналогов.
Критерии отбора предприятий – аналогов:
- отраслевое сходство,
- объем производства,
- уровень диверсификации производства,
- сходство продукции,
- динамика прибыли,
- способность выплачивать дивиденды,
- фаза экономического развития предприятия,
- соотношение собственных и заемных средств.
3. Анализ финансового состояния.

Финансовый анализ позволяет определить рейтинг компании.
Финансовый анализ позволяет обосновать степень доверия к тому или иному виду мультипликатора. Финансовый анализ позволяет обосновать корректировки, вносимые как в итоговую величину стоимости, так и в промежуточные расчеты.
4. Характеристика ценовых мультипликаторов.
Мультипликатор – это коэффициент показывающий, во сколько раз цена компании превышает его финансовую базу.

Выделяют 4 группы мультипликаторов:
1) цена/прибыль, цена/денежный поток, 2) цена/дивидендные выплаты, 3)цена/выручка, цена/ физический объем; 4) цена/балансовая стоимость активов, цена/чистая стоимость активов.

Рассмотрим первую группу мультипликаторов: цена /прибыль и цена/ДП. В качестве прибыли можно взять любой уровень прибыли и любой уровень ДП.
P/EBIT ДП EBIT = EBIT + A
P/EBT ДП EBT = EBT + A
P/E ДПЕ = E + A
Сфера применения:
1) если в основных фондах преобладает недвижимость, то предпочтение отдается мультипликатору цена/денежный поток.
2) если в основных фондах преобладает активная часть, то используют мультипликатор цена/прибыль:
а) если компания крупная, то - по чистой прибыли.
б) если это малый бизнес, то - мультипликатор прибыль до налогообложения.
в) если оцениваемая компания и аналог различаются по соотношению собственных и заемных средств, то используют показатель прибыли EBIT.

Вторая группа мультипликаторов: Мультипликатор Цена /дивиденды. В этой группе рассчитывается 2 вида мультипликаторов: мультипликатор Цена/фактические дивиденды и мультипликатор Цена/потенциальные дивиденды.

Сфера применения: при оценке контрольного пакета акций используют мультипликатор цена/ потенциальные дивиденды, при оценке неконтрольного пакета акций используют мультипликатор цена/фактические дивиденды, если оценка идет в целях поглощения, то эту группу лучше вообще не использовать.
Третья группа - мультипликаторы: Цена/выручка от реализации и Цена/ физический объем.
Сфера применения: хорошие показатели дает при оценке в целях поглощения, а также при оценке предприятий сферы услуг.

Четвертая группа - мультипликаторы Цена/балансовая стоимость активов и Цена/ чистая стоимость активов. Сфера применения: Оценка холдинговых компаний, оценка долгосрочных финансовых вложений, оценка продажи крупного пакета акций.
5.Выбор величины мультипликатора:
1. Для выбора мультипликатора используют два подхода:
- рассчитывают среднее значение по группе аналога.
- на основе рейтинга определяется место компании в списке аналога, затем методом интерполяции рассчитывается значение мультипликатора.

6.Выведение итоговой величины стоимости.
Для выведения итоговой величины стоимости, каждому мультипликатору придают свой вес (метод средневзешенной). На основе взвешивания получается итоговая величина стоимости. которая может быть взята за основу для проведения последующих корректировок.
7. Внесение итоговых поправок.

Поправки бывают двух типов: скидки и премии.
Скидки:
- Скидка на ликвидность.
- Портфельная скидка -делается на непривлекательный для покупателя характер диверсификации производства.
- На недостаточность активов (дефицит СОС, экстренная потребность в капитальных вложениях).
Премии:
- Премии за контрольный характер портфеля.
- Учет неоперационных активов.

После внесения поправок получим обоснованную рыночную стоимость предприятия.