Лидерские способности и эмоциональный интеллект.

Рассмотрим подробнее эмоциональное лидерство, т.к. именно эмоциональный образ, главным образом, определяет быть руководителю лидером или не быть. «Главное средство, которое сплачивает людей в команде и рождает их преданность, — это эмоции, которые они испытывают» (Даниел Гоулман - американский психолог).

Д.Гоулманом (1995 г) впервые ввел коэффициент EQ (коэффициент эмоциональности) Он показал, что при низком уровне коэффициента эмоциональности у человека формируются низшие эмоции: агрессия, ревность, злоба, жадность, мстительность. При высоком уровне - происходит формирование высших эмоций: доброты, милосердия, совести, стыда, сострадания.

Эмоциональный интеллект - способность эффективно управлять собой и нашими взаимоотношениями - состоит из четырех фундаментальных навыков: самоосознанности, владения собой, социальной осознанности и коммуникабельности.

Самые эффективные лидеры все схожи в одном важно аспекте: они все в высокой степени обладают эмоциональным интеллектом.

В отличие от интеллектуального коэффициента, уровень которого во многом определён генами, уровень эмоционального интеллекта развивается в течение всей жизни человека. И хотя IQ с возрастом снижается, эмоциональный интеллект с годами только оттачивается. Именно развитие эмоционального интеллекта повышает личную эффективность человека. . Именно благодаря высокому EQ люди становятся крупными бизнесменами и эффективными политиками. В настоящее время специальными исследованиями показано, что для управленческой деятельности EQ имеет решающее значение, ее успех на 85 % определяется этим коэффициентом и только на 15 % - IQ.

По оценкам Гоулмана эмоциональный интеллект существенно важнее рационального, особенно для менеджеров. Из этого можно сделать вывод, что именно эмоциональный коэффициент отвечает за карьеру. Чем выше ранг руководителя, тем больше навыков эмоционального интеллекта заложено в основе его успеха. Обладая средними интеллектуальными способностями, такой руководитель может создать вокруг себя коллектив сотрудников с высоким интеллектом и обеспечить успешную работу организации.

Одно из проявлений эмоционального интеллекта — умение объективно оценивать собственные возможности и ограничения, максимально эффективно использовать свои сильные качества и стараться нивелировать слабые стороны. В свете рассмотрения роли EQ можно выделить два типа лидеров:1Резонансный лидер. Проникается чувствами людей, дает их эмоциям позитивное направление. 2.Диссонансный лидер. Не интересуясь чувствами присутствующих, лидер может привести в действие пружину негативных эмоций. Дэниел Гоулман [13] определяет резонансные и диссонансные стили лидерства. Резонансные: идеалистический, обучающий, товарищеский, демократический. Диссонансные: амбициозный и авторитарный.