Олимпиадные задания с ответами по обществознанию. 11 класс.
...
1. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу:
1.1. Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конформизмом.
1.2. Пример фрикционной безработицы: парикмахер, уволившийся по собственному желанию в связи с переходом на работу в более модный салон - парикмахерскую.
1.3. Результат познания не зависит от возрастных и индивидуальных характеристик субъекта познания.
1.4. В "ноосферной" модели человеческой цивилизации основная роль отведена науке.
1.5. После Февральской революции 1917 г. в России создавались такие профессионально-политические объединения, как Советы депутатов трудовой интеллигенции. Можно утверждать, что это является примером социального конформизма.
1.6. Для монархических форм правления характерен традиционный тип легитимности власти.
1.7. От непредвиденного увеличения инфляции на финансовом рынке страдают заемщики
1.8. Религиозное сообщество, отвергающее ценности доминирующей культуры может быть
определено как субкультура.
1.9. Мировоззрение эпохи Ренессанса антропоцентрично.
Ответ:
1.1. | 1.2. | 1.3. | 1.4. | 1.5. | 1.6. | 1.7. | 1.8. | 1.9. |
Нет | Да | Нет | Да | Да | Да | Нет | Нет | Да |
Максимум за задание 3 балла ( 8-9 верных ответов). 2 балла – 6-7 верных ответов, 1 балл – 5 верных ответов.
2. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства данные ситуации:
2.1. К администрации муниципальной общеобразовательной школы № 11 города N. обратилась группа учащихся 11 класса с предложением организовать в школе детское религиозное объединение «Добрая весть», куда на добровольной основе смог бы вступить любой учащихся школы. Целью деятельности такого объединения будет приобщение учащихся школы к православным ценностям и традициям, распространение христианской литературы среди учащихся школы, ее изучение.
Каковы должны быть, с точки зрения закона, действия директора школы? Ответ обоснуйте
2.2. Евгений Р., когда ему исполнилось шестнадцати лет, вступил в брак с Надеждой Д. На момент вступления в брак Николай находился на попечительстве своей тети Марины Михайловны.
Остается ли Евгений на попечительстве Марины Михайловны после вступления в брак? Ответ обоснуйте.
Ответ:
2.1.Всоответствии с Конституцией РФ (ст.17) Россия – светское государство. Религиозные объединения отделены от государства. Государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Т.о. директор школы не может разрешить создание в муниципальной школе религиозного объединения. 2 балла за полный ответ с обоснованием на основе законодательства, 1 балл за верный ответ без обоснования.
2.2.Нет.По российскому законодательству лицо, не достигшее 18 лет, вступая в брак , приобретает полную гражданскую дееспособность. В этом случае попечители перестают нести ответственность по обязательствам своего подопечного. 2 балла за полный ответ с обоснованием на основе законодательства, 1 балл за верный ответ без обоснования.
Максимум за задание 4 балла.
Перед вами отрывки из литературных произведений различных жанров. Внимательно прочитав их, вы увидите, что в каждом нашли свое отражение ранние формы религий. Внесите названия этих религий в первую строчку таблицы, а во второй проставьте порядковый номер литературного отрывка, который им соответствует.
1. «Когда пяти-семи лет от роду девочка выпрядала свою первую нить… мать девочки припрятывала ее т приберегала до тех пор, пока девочка не станет невестой. И вот тогда-то готовя ее к таинству свадьбы, мать опоясывала ее этой нитью под всеми нарядами. Нить самого первого прядения была неприступным оберегом против порчи и сглаза, против нечисти, которая как считалось особенно опасна для новой семьи.. (М. Семенова «Мы - славяне!»)
2. «Я медленно пошел по коридору, разглядывая забавные картинки на дверях лабораторий, и на углу встретил домового Тихона, который рисовал и еженощно менял эти картинки. Тихон был славный серенький домовик из Рязанской области, сосланный Вием в Соловец за какую-то провинность; с кем-то он там не так поздоровался или отказался есть гадюку вареную. Рисовал он превосходно, в стиле Бидструпа, и славился среди местных домовых рассудительностью и трезвым поведением». (А. Стругацкий, Б. Стругацкий. «Понедельник начинается в субботу».)
3. - Ну ладно, ладно… - протянул господин Шлитте. – Давайте посмотрим…
Ювелир взял лупу и принялся разглядывать сквозь нее украшения.
Ольга едва сдержала удивленный возглас. Из глаз немца исходило нечто пучка светло-синего сияния, лупа его увеличила и словно бы расширила, так, что драгоценности оказались в конусе синего света.
… Почему немец стал так уныл? Должно быть и в самом деле понял, что имеет дело с кладом, а значит не собьешь цену так, как на заведомо ворованное… (А. Бушков «Колдунья»)
4. «Король махнул рукой, и паж поднес золотое блюдо, на котором лежало одно конопляное семечко.
- Возьми это семечко, Алеша, - сказал король,- пока оно будет у тебя, ты всегда знать будешь урок свой, какой бы тебе не задали». (А. Погорельский «Черная курица, или подземные жители».)
5. Несколько славянских племён своим предком считали Волка и почитали его как божество. Согласно традиции, во время зимнего солнцестояния все мужчины этих племён надевали волчьи шкуры, что символизировало превращение в волков. Это означало общение со звериными предками, у которых обычно просили силы и мудрости. Волк считался могущественным защитником племени, пожирателем злых духов. Языческий жрец, совершавший охранительные обряды, также одевался в звериную шкуру. (Сергей Алексеев «Мифология Славян»)
6. В Путивле плачет Ярославна,
Зарей, на городской стене:
"Днепр мой славный! ты волнами
Скалы половцев пробил;
Святослав с богатырями
По тебе свой бег стремил,-
Не волнуй же, Днепр широкий,
Быстрый ток студеных вод,
Ими князь мой черноокий
В Русь святую поплывет". (Иван Козлов «Плач Ярославны»)
Ответ:
анимизм | тотемизм | фетишизм | магия |
2,6 | 1,4 |
По 1 баллу за каждую верно определенную форму религии хотя бы с одним примером. Максимум за задание 4 балла.
4. Вставьте вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из приведенного списка. Запишите порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в какой они идут в тексте. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!
В ………. социальная структуратрактуется в узком и широком смыслах. В ………. смысле здесь понимается всевозможное деление общества на сферы жизни людей (экономическую, социально-политическую, духовную), на производство, обмен, распределение и потребление.
Однако получил распространение и развитие другой – более ………. – подход, когда анализируется ……….-все значимые различия между людьми в процессе их жизнедеятельности.
В социологию постепенно вошли новые понятия:
……….определяется по демографическим, профессиональным, поселенческим, образовательным признакам и фактически является более дробным составным элементом классовой структуры (группа рабочих высшей квалификации, учителя, молодежь).
Что касается ………., то сюда включаются также признаки, имеющие социально-экономическую, социально-политическую, культурную и социально-психологическую природу и характеризующие общие черты внутри одной и нескольких групп.
Для характеристики социальной структуры на современном этапе широкое распространение получила теория ………., предложенная ……….в середине прошлого века. В свете этой теории, ………. как элемент социальной структуры, включает в себя множество людей, общим признаком которых могут являться производственные, политические, демографические и другие характеристики.
1. социология | 2.социальная группа | 3. сословие | 4.социальная стратификация | 5.П. Сорокин | 6.широкий |
7.социальный слой | 8.социальная психология | 9.узкий | 10.социальная дифференциация | 11.страта | 12.К. Маркс |
Ответ:
В 1 социальная структуратрактуется в узком и широком смыслах. В 6 смысле здесь понимается всевозможное деление общества на сферы жизни людей (экономическую, социально-политическую, духовную), на производство, обмен, распределение и потребление.
Однако получил распространение и развитие другой – более 9 – подход, когда анализируется 10 -все значимые различия между людьми в процессе их жизнедеятельности.
В социологию постепенно вошли новые понятия:
2 определяется по демографическим, профессиональным, поселенческим, образовательным признакам и фактически является более дробным составным элементом классовой структуры (группа рабочих высшей квалификации, учителя, молодежь).
Что касается 7, то сюда включаются также признаки, имеющие социально-экономическую, социально-политическую, культурную и социально-психологическую природу и характеризующие общие черты внутри одной и нескольких групп.
Для характеристики социальной структуры на современном этапе широкое распространение получила теория 4, предложенная 5 в середине прошлого века. В свете этой теории, 11 как элемент социальной структуры, включает в себя множество людей, общим признаком которых могут являться производственные, политические, демографические и другие характеристики.
Максимум за задание 3 балла (8-9 верно заполненных пропусков) 6-7 верно заполненных пропусков – 2 балла, 5 верно заполненных пропусков – 1 балл.
5. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения.В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.
Ответ:
Перевод латинского и греческого термина | Общественные явления | Термины и их значения |
«Пласт» | Социальная дифференциация | Страта - элемент социальной структуры, конструируемый на основании многомерной классификации и организуемый в иерархический порядок. |
«Нахожусь в достатке» | Внешнеэкономические связи | Автаркия - политика экономического обособления, проводимая страной, регионом, направленная на создание изолированной, замкнутой, независимой экономики |
«Корень» | Идеология | Радикализм - социально-политические идеи и действия, направленные на решительное изменение существующих институтов. |
«Верный» | Власть | Лояльность - верность действующим законам, постановлениям органов власти |
По 1 баллу за каждый верно названный термин с определением. Максимум за задание 4 балла.