Социальная организация.
Общество как социальная реальность благоустроено не только інстітуціально, но и организационно.
Социальная организация - социальная группа, ориентированная на достижение взаимосвязей специфических целей и формирование високоформалізованних структур.
Иными словами под организацией понимают такую форму или такой способ совместной деятельности людей, при которой она выглядит четко упорядоченной, скоординированной, отлаженной.
Общие черты социальных организаций:
1. Имеют целевой природой, потому что создаются для реализации определенных целей.
2. Ради достижения цели члены организаций вынуждены распределяться по ролям и статусах.
3. Организация возникает на основе разделения труда и его специализации. В них также четко выделяются управляющая и управляемая система.
4. Управляющие подсистемы создают свои специфические средства (институты) регулирования и контроля за деятельностью организации. Данные институты осуществляют и проводят нормативные требования в жизни, поддерживают их осуществления и применяют свои санкции.
Организации присуща:
- Иерархия - вертикальное расположение людей по рангам,
- Управление- механизм, который упорядочивает взаимодействие людей.
Каждый человек в организации имеет четко поставленные цели и задачи, которые и призван выполнять. Такая система называется административной или целевой.
Целевая структура - это система официальных отношений, определенных правилами, инструкциями, правилами, законами, распоряжениями, техническими нормативами, штатным расписанием.
Она включает в себя:
- Распределение функций (горизонтальная организация) между бригадами, участками;
- Субординацию должностей (вертикальная специализация) - объем и мера ответственности в принятии решений на различных уровнях;
- Систему коммуникаций, то есть средства и каналы передачи информации, которая движется "сверху вниз" (передача распоряжений, указаний, задач), "снизу вверх" (отчеты подчиненных) и по горизонтали (консультации и обмен мнениями равных по рангу).
Все функции и обязанности, которые должен выполнять сотрудник в организации, записываются в его должностную инструкцию.
Таким образом, социальная организация - это
-Совокупность иерархически расположенных социальных позиций (статусов),
-Выполняемых функций (ролей),
-Форм деятельности,
- Отношений и связей работников.
В социальной организации единицей служит не индивид как таковой, а его роль.
Поэтому социальную организацию можно определить как совокупность подобных ролей, объединенных в систему благодаря каналам коммуникации. Кроме того, социальная организация - это и целевая группа, то есть объединение людей, стремящихся к реализации определенных целей упорядоченным образом.
Каждая организация существует в специфическом, физическом, технологическом, культурном, политическом и социальном окружении, должна адаптироваться к нему, сосуществовать с ним. Нет закрытых организаций. Все они, чтобы существовать, функционировать, добиться целей, должна иметь множественные связи с окружающим миром.