Социальная организация.

Общество как социальная реальность благоустроено не только інстітуціально, но и организационно.

Социальная организация - социальная группа, ориентированная на достижение взаимосвязей специфических целей и формирование високоформалізованних структур.

Иными словами под организацией понимают такую форму или такой способ совместной деятельности людей, при которой она выглядит четко упорядоченной, скоординированной, отлаженной.

Общие черты социальных организаций:

1. Имеют целевой природой, потому что создаются для реализации определенных целей.

2. Ради достижения цели члены организаций вынуждены распределяться по ролям и статусах.

3. Организация возникает на основе разделения труда и его специализации. В них также четко выделяются управляющая и управляемая система.

4. Управляющие подсистемы создают свои специфические средства (институты) регулирования и контроля за деятельностью организации. Данные институты осуществляют и проводят нормативные требования в жизни, поддерживают их осуществления и применяют свои санкции.

Организации присуща:

- Иерархия - вертикальное расположение людей по рангам,

- Управление- механизм, который упорядочивает взаимодействие людей.

Каждый человек в организации имеет четко поставленные цели и задачи, которые и призван выполнять. Такая система называется административной или целевой.

Целевая структура - это система официальных отношений, определенных правилами, инструкциями, правилами, законами, распоряжениями, техническими нормативами, штатным расписанием.

Она включает в себя:

- Распределение функций (горизонтальная организация) между бригадами, участками;

- Субординацию должностей (вертикальная специализация) - объем и мера ответственности в принятии решений на различных уровнях;

- Систему коммуникаций, то есть средства и каналы передачи информации, которая движется "сверху вниз" (передача распоряжений, указаний, задач), "снизу вверх" (отчеты подчиненных) и по горизонтали (консультации и обмен мнениями равных по рангу).

Все функции и обязанности, которые должен выполнять сотрудник в организации, записываются в его должностную инструкцию.

Таким образом, социальная организация - это

-Совокупность иерархически расположенных социальных позиций (статусов),

-Выполняемых функций (ролей),

-Форм деятельности,

- Отношений и связей работников.

В социальной организации единицей служит не индивид как таковой, а его роль.

Поэтому социальную организацию можно определить как совокупность подобных ролей, объединенных в систему благодаря каналам коммуникации. Кроме того, социальная организация - это и целевая группа, то есть объединение людей, стремящихся к реализации определенных целей упорядоченным образом.

Каждая организация существует в специфическом, физическом, технологическом, культурном, политическом и социальном окружении, должна адаптироваться к нему, сосуществовать с ним. Нет закрытых организаций. Все они, чтобы существовать, функционировать, добиться целей, должна иметь множественные связи с окружающим миром.