Воспитание в процессе обучения
В главе о сущности и закономерностях воспитания подчеркивалось, что обучение и воспитание в узком смысле находятся в неразрывном единстве. Прежде всего обучение, если оно правильно организовано, способствует воспитанию культуры умственного труда. В процессе его учащиеся овладевают умениями и навыками учебной работы и совершенствуют их, учатся поддерживать разумный режим труда и отдыха и, как отмечено выше, развивают свое мышление, память, творческие способности.
Но главным в этом процессе является воспитание научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры. Решение этой задачи требует от учителя специального внимания. Дело в том, что если теоретический и прикладной характер знаний выступает достаточно выразительно и деятельность учащихся непосредственно направляется на их раскрытие, то заключенные в этих знаниях мировоззренческие и морально-эстетические идеи с такой очевидностью не выступают. Здесь необходимы определенные усилия учителя. Специального освещения, например, требуют идеи об эволюции животного и растительного мира, о «вечности» и «несотворимости» материи и энергии и т.д.
Не меньше внимания требуется от учителя, когда речь идет об осмыслении учащимися морального и эстетического содержания изучаемого материала как условии формирования у них нравственных и эстетических взглядов и убеждений. Все эти вопросы будут детально раскрыты в главах о воспитании у учащихся научного мировоззрения и нравственных качеств.
Надо, однако, подчеркнуть, что раскрытие мировоззренческого и морально-эстетического содержания изучаемого материала не представляет собой особой ступени или стадии процесса обучения. Оно выступает как органическая часть осмысления и усвоения знаний и выработки практических умений и навыков. Разъясняя факты и теоретические обобщения и проводя работу с учащимися по применению усвоенных знаний на практике, учитель одновременно должен добиваться глубокого осмысления и прочного овладения ими мировоззренческими и морально-эстетическими идеями и выводами.
Обстоятельное усвоение материала данной главы имеет большое значение для осмысления дальнейших вопросов, связанных с дидактическими и методическими основами организации обучения.
Литература для самостоятельной работы
Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. – М., 1977.
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – М., 1986.
Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982.
Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. – М., 1977.
Менчинская Н.А. Вопросы умственного развития ребенка. – М., 1970.
Оконъ В. Введение в общую дидактику / Пер. с польск. Л .Г. Кашкуревича, Н.Г. Горина. – М., 1990.
Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. – М., 1966.
Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. – М, 1989.
Харламов И.Ф. Как активизировать учение школьников. – Мн., 1975.
Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. – М., 1971.