Воспитание в процессе обучения

В главе о сущности и зако­номерностях воспитания подчеркивалось, что обучение и воспи­тание в узком смысле находятся в неразрывном единстве. Прежде всего обучение, если оно правильно организовано, способствует воспитанию культуры умственного труда. В процессе его учащие­ся овладевают умениями и навыками учебной работы и совершен­ствуют их, учатся поддерживать разумный режим труда и отдыха и, как отмечено выше, развивают свое мышление, память, творчес­кие способности.

Но главным в этом процессе является воспитание научного ми­ровоззрения и нравственно-эстетической культуры. Решение этой задачи требует от учителя специального внимания. Дело в том, что если теоретический и прикладной характер знаний выступает до­статочно выразительно и деятельность учащихся непосредственно направляется на их раскрытие, то заключенные в этих знаниях ми­ровоззренческие и морально-эстетические идеи с такой очевидно­стью не выступают. Здесь необходимы определенные усилия учите­ля. Специального освещения, например, требуют идеи об эволюции животного и растительного мира, о «вечности» и «несотворимости» материи и энергии и т.д.

Не меньше внимания требуется от учителя, когда речь идет об осмыслении учащимися морального и эстетического содержания изучаемого материала как условии формирования у них нравствен­ных и эстетических взглядов и убеждений. Все эти вопросы будут детально раскрыты в главах о воспитании у учащихся научного ми­ровоззрения и нравственных качеств.

Надо, однако, подчеркнуть, что раскрытие мировоззренческого и морально-эстетического содержания изучаемого материала не пред­ставляет собой особой ступени или стадии процесса обучения. Оно выступает как органическая часть осмысления и усвоения знаний и выработки практических умений и навыков. Разъясняя факты и теоре­тические обобщения и проводя работу с учащимися по применению усвоенных знаний на практике, учитель одновременно должен доби­ваться глубокого осмысления и прочного овладения ими мировоз­зренческими и морально-эстетическими идеями и выводами.

Обстоятельное усвоение материала данной главы имеет боль­шое значение для осмысления дальнейших вопросов, связанных с дидактическими и методическими основами организации обучения.

Литература для самостоятельной работы

Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. – М., 1977.

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и эксперимен­тального психологического исследования. – М., 1986.

Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982.

Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. – М., 1977.

Менчинская Н.А. Вопросы умственного развития ребенка. – М., 1970.

Оконъ В. Введение в общую дидактику / Пер. с польск. Л .Г. Кашкуревича, Н.Г. Горина. – М., 1990.

Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. – М., 1966.

Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. – М, 1989.

Харламов И.Ф. Как активизировать учение школьников. – Мн., 1975.

Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. – М., 1971.