Обществоведческая проблематика в истории античной и средневековой мысли

Общей чертой античной и средневековой философии являлось то, что понятие общества практически отождествлялось с понятием государства.

Для античного взгляда на мир была характерна циклическая модель общественного развития. В учениях Платона и Аристотеля отобразился уровень самопознания античного общества и надежды на сохранение полисного устройства государства и возвращение «золотого века».

Исторически первой социальной теорией стало учение Платона(427-347 гг. до н.э.) о государстве. В его содержании можно выделить следующие основные позиции.

Названы причины, обусловившие появление государства как особой формы общежития людей:

 несамодостаточность индивидов,

 потребность в обмене продуктами деятельности,

 потребность в общении.

Дано понятие государства как совместного поселения людей для удовлетворения их общих потребностей (в еде, жилище, одежде и т.п.).

Определены главные функции государства:

 защита общества и территории, на которой оно проживает, от внешнего нападения,

 поддержание порядка внутри государства.

Названы принципы устройства идеального государства: мудрость, мужество, умеренность. Данные этические нормы (добродетели) одновременно являются и политическими принципами.

Высшее благо государства - справедливость.

Платон выделяет четыре несовершенные формы государства:

1. Тимократия — власть военачальников. Наиболее близкая к идеалу форма правления. Такие люди становятся воинами, государство под их управлением постоянно воюет. Войны — это всегда добыча, а значит и чьё-то обогащение. Ну а богатство — это власть, формируется олигархия.

2. Олигархия — власть немногочисленных богатых. Но богачи ущемляют бедных, коих всегда большинство, и они, в свою очередь, захватывают власть.

3. Демократия — власть большинства. Характеризуется усилившимся расслоением на богатых и бедных; ведет к восстаниям.

4. Тирания — бесконтрольная власть одного. Появляется тиран из демократии. Для удержания власти ему нужна война, которая в конечном счете приводит государство к тимократии.

Этим формам Платон противопоставляет идеальный вид государственного устройства. При таком строе правят лишь немногие мудрецы, которые одни по своей мудрости понимают сущность справедливости и способны править в соответствии с нею.

Однако, их менее разумные сыновья, возмущаясь тем, что их отцы не имеют никакой личной выгоды от власти, совершают переворот и устанавливают власть военных.

Правителями должны быть философы и мудрецы, так как только им свойственно стремление к познанию истины, а эффективное правление основано на знании истины, законов.

Идеальное государство должно состоять из трех классов, Принадлежность к которым пределяется природой души людей.

 Производители (низший класс) – ремесленники, земледелцы. У них преобладает вожделеющая часть души, ограничением которой является добродетель «умеренность» Их задача – забота о материальном обеспечении государства.

 Стражи. Характеризуются преобладанием волевой, страстной части души. Обладают добродетелью «мужества». Выполняют функцию защитников государства.

 Правители-мудрецы, у которых преобладает разумная часть души и добродетель «мудрость». Они способны не только созерцать Благо, но и справедливо управлять государством, гармонизируя интересы всех классов. Такое государство будет вечным.

Правильное образование и воспитание всех граждан необходимо для достижения блага государства.

Частная собственность является фактором, разрушающим государство.

Существует три формы правления, целью которых является благо государства:

 Монархия – правление одного (наилучшая из форм)

 Аристократия – правление группы людей

 Демократия - правление всех.

Если цель правления – собственные интересы правящих, то политическая власть вырождается соответственно, в тиранию, олигархию и демагогию.

Главная ценность общества – общее благо, индивиды и классы – средство для ее достижения.

Задача философии – воспитание людей, способных реформировать государство, приблизить его к идеальному образцу.

Главная опасность – анархия, гибель государства и общества.

Учение Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) при всем своеобразии, в то же время, развивало социальные и политические идеи Платона.

В нем можно выделить следующие основные позиции.

Человек «животное политическое», для которого жизнь в государстве – естественное состояние.

«Господство-подчинение» - основа связей людей в обществе.

Принадлежность к господствующим или подчиненным определяется природой человека: одни от рождения предназначены к подчинению, другие – управлению.

Раб - тот, кто не способен управлять собой и требует внешнего руководства.

Человек может быть гражданином, то есть, свободным только в обществе и государстве. Свободные обязаны участвовать в государственной жизни, принимать законы и подчиняться им.

Три класса выделены в обществе свободных людей: очень богатые, очень бедные и средний класс (именно он обеспечивает благополучие государства).

Частная собственность (в средних размерах) должна охраняться государством. Общение – структурообразующий принцип общества. Политическое общение – высшая его форма, но семейные и дружеские связи имеют не меньшее значение для поддержания общения. Помимо государства Аристотель выделял еще две разновидности сообщества – семью и

поселение.

Сущность государства – объединение людей для достижения общего блага.

Основная задача государства – самосохранение, которое достигается через усиление среднего класса, а также борьбу с нищетой и чрезмерным богатством.

Критически относился к концепции идеального государства Платона, полагая, что идеальным является то государство, которое способно обеспечить максимальное благо (счастье) для своих граждан (д.б.основано на частной собственности на землю, орудия труда и рабов).

Определены три «правильных» (хороших) и три «испорченных», деформированных формы правления.

Правильные Деформированные

 Монархия (власть одного) Тирания

 Аристократия (власть группы) Олигархия

 Полития (власть большинства) Демократия

Полития - высшая и лучшая форма правления, представляла собой идеализированный образ афинского полиса времен Перикла.

Критерием разграничения хороших и дурных форм правления (как и у Платона) служила

цель политической власти. Если такой целью является благо государства, то любая форма правления будет правильной, если – достижение интересов властвующих, то – любая форма станет испорченной.

Перикл (ок. 490 – 429 в. до н.э.) афинский стратег периода расцвета афинской демократии. Изветны реформы Перикла: отмена имущественного ценза, замена голосования при предоставлении должностей жеребьевкой, введение оплаты должностным лицам. Инициатор строительства Парфенона. Также как и для Платона, для Аристотеля государство не только политическая форма общества, но средство сохранения этических норм, добродетелей.

Политика в государстве тесно связана с моралью. Основной политической жизни Аристотель считал умеренность. Крайности (такие пороки как стремление к власти, роскоши, наслаждениям) – проявление «рабского мышления», не достойны свободного гражданина.

Подлинно свободной является только деятельная жизнь: практическая (политическая деятельность) или теоретическая (познание, размышление). Главной особенностью содержания общественной мысли средневековья являлось ее обусловленность христианскими представлениями о мире. Начинается ее развитие с радикальной переоценки античного мировоззрения.

Фундаментальная для античного миропонимания идея вечного возвращения (цикличности развития общества) вытесняется в Средние века концепцией линейного, поступательного развития истории.

Философия Августина Блаженного (354-430 гг.), создавшего учение о «Божьем Граде и Граде Земном» стала обоснованием линейности истории.

Его учение оказало определяющее влияние на формирование европейской духовной культуры.

История рассматривается Августином с позиции теоцентризма, как акт свободного творчества единого Бога.

Божественная и человеческая история, хотя и различны, но протекают в единой сфере (человеческой душе), где борются между собой эгоистическая любовь человека к себе («Град земной») и любовь к Богу («Град небесный»). Борьба двух градов (земного – демонического и небесного - Божественного) предстает не только как процесс борьбы

добра и зла, но и как основа политического устройства. Теократия у Августина – необходимое условие, принцип построения гармонического общества. Церковь – представитель царства Божьего на земле. Государство (также созданное Богом) должно подчиняться Церкви. В земном государстве правители назначены Богом для поддержания порядка, Церковь как организация необходима для спасения души.

Иная модель взаимоотношений светской и духовной власти сформировалась в Византии.

Согласие Церкви и государства основывалось здесь на принципе симфонии, впервые закрепленном в предисловии к VI Новелле императора Юстиниана. В соответствии с принципом симфонии властей Церковь и государство составляют один сложный и нераздельный организм. Государство - материя (тело), а Церковь – форма (душа).

Сохраняя самостоятельность, каждая организация находится в живом и тесном общении с другой. Государство оказывает Церкви внешнее покровительство, обеспечивает защитой. Церковь освящает гражданские учреждения и формы жизни, содействуя государству в выполнении его функций в духе христианской любви.

Учение крупнейшего схоласта средневековья Фомы Аквинского(1225(26)-1274 гг.) рассматривается как своего рода синтез учения Аристотеля и христианства (в его западной версии).

Было найдено христианское «оправдание» разума. Благодаря разуму человек способен распознать универсальные сущности в вещах.

Универсум создан Богом, следовательно, разум и вера (откровение) существуют в неразрывной гармонии.

Схоластика – тип религиозной философии, характеризующийся соединением теологического компонента с рационалистической методикой. Подобно Аристотелю, Фома Аквинский рассматривал человека как разумное, духовное и социальное существо, для которого жизнь в обществе – необходимое условие самореализации.

Наилучшая форма государства – монархия. Главная его цель – общее благо. Основная функция монархической власти – забота о добродетельной жизни подданных. Роль монарха в государстве подобна роли Бога в мире, поэтому он должен быть воплощением справедливости.

Высший смысл человеческой жизни – достижение небесного блаженства. Его можно достичь с помощью Церкви, во главе которой стоит Папа Римский. Поэтому светская власть должна безоговорочно подчиняться духовной власти, и лучшая форма правления – это теократия.