Геометрические фигуры и величины

Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг.

Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.

Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.

Сравнение предметов.

К концу обучения предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей.

Обучающиеся должны иметь представление:

- о расположении предметов в порядке увеличения и порядке уменьшения их длины, ширины, высоты;

- о геометрических фигурах: квадрате, треугольнике, круге, прямоугольнике, многоугольнике;

- о простейших случаях разбиения фигуры на несколько частей, составления целых фигур из их частей.

Знать:

- части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году;

- для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа;

- состав чисел первого десятка;

- знаки >, <, = для записи сравнения;

- знаки +, -, = для записи сложения и вычитания;

Уметь:

- выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;

- объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;

- находить части целого и целое по известным частям;

- считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;

- сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала;

- соотносить цифру с количеством предметов;

- выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине);

- продолжить заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности;

- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе предметных действий;

- по заданному образцу конструировать более сложные фигуры из простых.

 

Календарно-тематическое планирование курса

(развитие математических представлений)

№ п/п Тема занятия Кол. часов Дата
Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.  
Группы предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление группы предметов или фигур по заданному признаку. Выделение части группы.  
Сравнение двух групп предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства. Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (равно – не равно),(больше на… - меньше на…).  
Отношение: часть – целое. Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое.  
Пространственные отношения: на, над, под, справа, слева  
Пространственные отношения: между, посередине. Ориентировка на листе бумаги в клетку. Пространственные отношения: внутри, снаружи.  
Число 1 и цифра 1. Натуральное число как результат счета и измерения. Формирование представлений о точке и линии.  
Число 2 и цифра 2. Пара. Представления об отрезке, прямой, луче.  
Число 3 и цифра 3. Образование следующего числа путем прибавления единицы.  
Число 4 и цифра 4. Сравнение чисел на наглядной основе. Формирование представлений о замкнутой и незамкнутой линиях.  
Число 5 и цифра 5. Поиск нарушения закономерности.  
Число 6 и цифра 6. Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.  
Число 7 и цифра 7. Порядковый и ритмичный счет. Формирование представлений о ломаной линии и многоугольнике.  
Число 8 и цифра 8. Пространственные отношения: впереди, сзади.  
Число 9 и цифра 9. Состав чисел первого десятка.  
Число 0 и цифра 0. Свойства числа 0. Работа с таблицей.  
Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе.  
Временные отношения: раньше – позже, вчера – сегодня – завтра и т.д. Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе, месяцев в году.  
Знакомство с геометрическими фигурами – квадрат, прямоугольник, треугольник, круг. Конструирование фигур из палочек.  
Решение простых задач (в одно действие) на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.