Геометрические фигуры и величины
Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг.
Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.
Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.
Сравнение предметов.
К концу обучения предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей.
Обучающиеся должны иметь представление:
- о расположении предметов в порядке увеличения и порядке уменьшения их длины, ширины, высоты;
- о геометрических фигурах: квадрате, треугольнике, круге, прямоугольнике, многоугольнике;
- о простейших случаях разбиения фигуры на несколько частей, составления целых фигур из их частей.
Знать:
- части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году;
- для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа;
- состав чисел первого десятка;
- знаки >, <, = для записи сравнения;
- знаки +, -, = для записи сложения и вычитания;
Уметь:
- выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;
- объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;
- находить части целого и целое по известным частям;
- считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;
- сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала;
- соотносить цифру с количеством предметов;
- выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине);
- продолжить заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности;
- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе предметных действий;
- по заданному образцу конструировать более сложные фигуры из простых.
Календарно-тематическое планирование курса
(развитие математических представлений)
№ п/п | Тема занятия | Кол. часов | Дата |
Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу. | |||
Группы предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление группы предметов или фигур по заданному признаку. Выделение части группы. | |||
Сравнение двух групп предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства. Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (равно – не равно),(больше на… - меньше на…). | |||
Отношение: часть – целое. Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. | |||
Пространственные отношения: на, над, под, справа, слева | |||
Пространственные отношения: между, посередине. Ориентировка на листе бумаги в клетку. Пространственные отношения: внутри, снаружи. | |||
Число 1 и цифра 1. Натуральное число как результат счета и измерения. Формирование представлений о точке и линии. | |||
Число 2 и цифра 2. Пара. Представления об отрезке, прямой, луче. | |||
Число 3 и цифра 3. Образование следующего числа путем прибавления единицы. | |||
Число 4 и цифра 4. Сравнение чисел на наглядной основе. Формирование представлений о замкнутой и незамкнутой линиях. | |||
Число 5 и цифра 5. Поиск нарушения закономерности. | |||
Число 6 и цифра 6. Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел. | |||
Число 7 и цифра 7. Порядковый и ритмичный счет. Формирование представлений о ломаной линии и многоугольнике. | |||
Число 8 и цифра 8. Пространственные отношения: впереди, сзади. | |||
Число 9 и цифра 9. Состав чисел первого десятка. | |||
Число 0 и цифра 0. Свойства числа 0. Работа с таблицей. | |||
Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе. | |||
Временные отношения: раньше – позже, вчера – сегодня – завтра и т.д. Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе, месяцев в году. | |||
Знакомство с геометрическими фигурами – квадрат, прямоугольник, треугольник, круг. Конструирование фигур из палочек. | |||
Решение простых задач (в одно действие) на сложение и вычитание с использованием наглядного материала. |