Основы проектирования магазинов

Сеть магазинов будет развиваться в перспективе за счет строительства преимущественно отдельно стоящих торговых зданий, в которых име­ется возможность для рациональной организации торгового и техно­логического процессов и эффективного использования торговой пло­щади и оборудования, а также за счет реконструкции и технического перевооружения действующих магазинов. Это отвечает требованиям ускорения технического прогресса в торговле. Одновременно получит развитие сеть небольших встроенно-пристроенных магазинов по про­даже товаров повседневного спроса, максимально приближенных к по­купателям, особенно в районах новостроек.

Перспективные направления развития сети магазинов основаны на принципиально новых, повышенных требованиях к их проектирова­нию, а также к финансированию строительно-монтажных и проект­ных работ.

Повышению качества проектов способствует разработка их на кон­курсной основе.

Проекты торговых зданий и помещений магазинов, размещенных на первых этажах жилых домов, могут, быть типовыми и индивиду­альными.

Типовое проектирование — основное направление в строительстве продовольственных магазинов. Оно обеспечивает возможность мно­гократного использования проектной документации, снижает сто­имость проектных работ. Типовые проекты разрабатываются в соот­ветствии с классификацией магазинов.

Индивидуальные проекты разрабатываются, как правило, для круп­ных универсальных магазинов.

В настоящее время большое внимание уделяется разработке типо­вых и индивидуальных проектов предприятий торговли из легких ме­таллических конструкций. Их применение дает возможность снижать расходы на строительство и ускорять его, строить облегченные здания торговых предприятий. Все это позволит в значительной степени ин­тенсифицировать развитие торговой сети, что особенно важно для но­вых микрорайонов.

При строительстве магазинов по типовым проектам торговая орга­низация должна выбрать проект, представить проектной организации заказ на его привязку к земельному участку, а также все сведения, необ­ходимые для выполнения проектных работ. С индивидуальным проектированием магазинов торговым организациям приходится чаще встречаться при реконструкции действующих магазинов и проектировании магазинов в помещениях, ранее не использовавшихся для торговли.

Сложные сооружения для торговли проектируются в две стадии. Первая — разработка, согласование и утверждение технического проекта и вторая — разработка рабочих чертежей. Простые объекты могут проек­тироваться в одну стадию путем разработки технорабочего проекта.

Проектные организации представляют на экспертизу варианты объемно-планировочных и технологических решений проекта с ос­новными технико-экономическими показателями. По проектной до­кументации, разрабатываемой в одну стадию, проводится экспертиза основных положений рабочего проекта. Проведение такой эксперти­зы позволяет выбрать оптимальный вариант проекта, а также выявить недостатки, устранить которые на этой стадии значительно проще, чем вносить исправления в законченный рабочий проект. По результатам экспертизы в проектно-сметную документацию вносят изменения.

Основанием для разработкитехнического проекта служит утверж­денное задание на проектирование. Такое задание торговая организация разрабатывает самостоятельно или с участием проектной организа­ции. Задание должно содержать все требования заказчика к про­ектируемому магазину. Основными из них являются: товарный профиль магазина, размер его торговой площади с разбивкой по груп­пам товаров, планируемые формы продажи по каждой группе товаров, основные требования к архитектурно-планировочному решению, ме­ханизации трудоемких процессов, основные источники обеспечения магазина теплом, газом, электроэнергией, водой, канализацией, геодезические данные об участке застройки. В состав технического проекта входят:

• архитектурно-строительная часть, в которой даются архитектурно-планировочное, конструктивное и инженерное решения про­ектируемого к строительству здания магазина, планы этажей и разрезы здания, спецификация оборудования;

• смета и технико-экономические показатели, которые включают расчеты стоимости строительно-монтажных работ и оборудова­ния, стоимость одного квадратного и одного кубического метра здания, эффективность капитальных вложений;

• иллюстративный материал — планшеты с фасадом здания, с ин­терьером торгового зала;

• пояснительная записка, в которой дается обоснование принятых решений по всем разделам технического проекта.

Все решения, принятые в техническом проекте, согласуют с заказ­чиком и всеми службами города (санитарно-эпидемиологической, водоканализационной, энергетической, пожарной, инспектором по ох­ране труда и др.), после чего проект утверждается. В соответствии с согласованным и утвержденным техническим проектом проектная организация разрабатывает рабочие чертежи, необходимые организа­ции, которая будет вести строительство.

Технорабочий проект разрабатывается для магазинов, строитель­ство которых проводится по типовым или повторно применяемым проектам. В технорабочем проекте имеются только те чертежи и рас­четные данные, которые отсутствуют в типовом. В составе технорабочего проекта предусматривают также отраслевые требования научной организации труда. Технорабочий проект до его утверждения также проходит согласование со всеми заинтересованными организациями.

В процессе разработки проекта определяют размер как общей пло­щади магазина, так и отдельных его помещений. При выполнении всех расчетов руководствуются строительными нормами и правилами, утвержденными для магазинов.

Исходной базой для расчета размеров всех помещений является торговая площадь магазина. Размер торговой площади магазина и ее распределение между группами товаров и дополнительными видами обслуживания рассчитываются на основе планируемого для магазина объема товарооборота, размера товарооборота на один квадратный метр торговой площади, достигнутого аналогичными по товарному профилю передовыми магазинами. Размеры помещений для хранения и подготовки товаров к продаже рассчитывают по каждой группе то­варов на основе размера отведенной для нее торговой площади.

Подсобные, служебные и бытовые помещения рассчитывают, исхо­дя из общей торговой площади магазина.

Проектировать как вновь строящиеся, так и реконструируемые ма­газины необходимо с учетом рациональных схем движения товаров, повышения уровня механизации труда, развития эффективных форм продажи товаров, использования достижений науки и техники.

Чтобы повысить пропускную способность действующих магазинов, необходимы:

• рациональная специализация торговых предприятий в централь­ных районах городов, где преобладают небольшие по размеру ма­газины;

• освобождение магазинов от фасовки товаров, её централизация в промышленности и на складах оптовых предприятий;

• переход на доставку и продажу товаров с использованием тары-оборудования и организацией хранения части страховых запасов в торговом зале в этом оборудовании;

• объединение и укрупнение кладовых по товарам, не требующим создания специального режима хранения;

• сокращение общего объема хранящегося в магазинах запаса то­варов путем развития сети подсортировочных складов и совер­шенствования их работы.

Перечисленные мероприятия позволяют увеличить торговую пло­щадь магазинов и их пропускную способность за счет сокращения площадей, используемых для приемки, хранения и подготовки това­ров к продаже.

Повысить пропускную способность магазинов можно также, сокра­тив время пребывания покупателей в магазине. Это достигается раци­ональным размещением и выкладкой товаров в торговом зале, четко организованной информацией о размещении товаров, их цене, увели­чением количества работающих узлов расчета, особенно в часы наибо­лее интенсивного потока покупателей, а также оснащением узлов рас­чета современными кассовыми машинами.

 

 

организация КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕМОНТА ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ

Строительство предприятий оптовой и розничной торговли ведется хозяйственным и подрядным способами.

При хозяйственном способе строительство ведется силами и средствами самих застройщиков (организаций или пред­приятий). Этот способ наиболее часто применяется при реконструкции действующих предприятий, выполнении ремонтных работ, а также при возведении небольших объектов. С этой целью хозяйственные организации и предприятия создают строительные участки или бригады, обеспечивают их строительной техникой, закупают строительные материалы.

При подрядном способе заказчик (организация или предприятие) заключает договор строительного подряда со строительными и строительно-монтажными организациями, выступающими в роли генерального подрядчика. Таким способом осуществляется основная доля строительно-монтажных работ. Он удобен для заказчика, так как строительные и строительно-монтажные организации оснащены необходимой строительной техникой и располагают квалифицированными кадрами, что позволяет производить -строительные работы качественно и в установленные сроки.

Генеральный подрядчик может привлекать для выполнения соответствующих работ специальные монтажные организации в качестве субподрядчиков. В этом случае между генеральной подрядной организацией и субподрядчиком заключается договор на выполнение субподрядных работ.

Началу работ по строительству и реконструкции предприятий торговли должно предшествовать проведение заказчиком организационно-технической подготовки, включающей в себя:

утверждение проектно-сметной документации;

заключение договора со строительной организацией;

получение разрешения архитектурно-строительного контроля на производство работ;

утверждение проекта организации строительства и проекта производства работ;

оформление финансирования в банке;

получение ордера отдела подземных сооружений на производство земляных работ на строительной площадке.

Строительная организация выполняет все работы в объеме и сроки, предусмотренные договором строительного подряда, и сдает работы заказчику в состоянии, позволяющем нормальную эксплуатацию объекта.

Заказчик осуществляет контроль и технический надзор за соответствием объема, стоимости и качества выполняемых работ проектно-сметной документации в период строительства.

Авторский надзор на протяжении всего строительства объекта и сдачи его в эксплуатацию должна осуществлять проектная организация за счет средств, предусмотренных в смете на строительство.

Законченные строительством или реконструированные объекты должны быть приняты в эксплуатацию приемочной комиссией в соответствии с установленным порядком. Приемка осуществляется в два этапа: предварительная — рабочей комиссией и окончательная — приемочной комиссией.

Рабочая комиссия создается заказчиком в установленный договором срок после получения от генерального подрядчика письменного извещения о готовности объекта. В состав комиссии входят представители заказчика (застройщика), генерального подрядчика и субподрядных организаций, профсоюзной организации заказчика, проектной организации, органов государственного санитарного и пожарного надзора.

В обязанности рабочей комиссии входит: знакомство с предъявленной документацией, проверка готовности отдель­ных зданий и сооружений, готовности технологического оборудования к приемке в эксплуатацию, а также проверка соответствия выполненных строительно-монтажных работ проектно-сметной документации. Особое внимание должно быть уделено качеству работ.

Все выявленные дефекты и недоделки заносят в дефектную ведомость, устанавливают срок устранения указанных недостатков. Результаты работы рабочей комиссии оформляют актом установленной формы.

В состав приемочной комиссии включают представителей застройщика (заказчика), генерального подрядчика, проектной организации, технической инспекции профсоюзов, органов государственного санитарного и пожарного надзора.

В ее обязанности входит: проверить документы, предъявленные застройщиком и подрядчиком; осмотреть объект; подвести итоги приемки и сделать окончательные выводы с готовности объекта к эксплуатации. По результатам работы приемочной комиссии составляют акт о приемке объекта в эксплуатацию, в котором дают оценку качества строительства.

Одним из направлений развития и совершенствования материально-технической базы торговли является реконструкция предприятий торговли. Реконструкция позволяет в короткие сроки осуществить совершенствование действующих предприятий: повысить их технический уровень, улучшить условия труда работников, повысить уровень обслуживания населения и т. д.

На реконструкцию торгового предприятия должна быть разработана проектно-сметная документация. При этом руководствуются СНиП, которые распространяются как на новое строительство, так и на реконструкцию зданий и сооружений.

Нормальное функционирование предприятий торговли в течение длительного времени невозможно без своевременного проведения ремонта зданий и сооружений. Он позволяет поддерживать или восстанавливать их первоначальные эксплуатационные качества. Ремонт может быть текущим или капитальным.

Текущий ремонт предусматривает своевременное проведение профилактических мероприятий и устранение мелких повреждений и неисправностей. Так, в соответствии с санитарными правилами текущий ремонт предприятий продовольственной торговли (побелка, покраска помещений, оборудования и др.) должен производиться не реже одного раза в год и по мере необходимости.

Работы по текущему ремонту производственных зданий и сооружений проводятся за счет эксплуатационных расходов организации или предприятия.

Капитальный ремонт включает работы, в процессе которых изношенные конструкции и детали зданий и соору­жений заменяют новыми. Одновременно можно проводить работы по перепланировке помещений, замене системы ото­пления, устройству лифтов, улучшению бытовых условий.

Если капитальный ремонт связан с заменой некоторых конструкций зданий или сооружений, то такие работы должны осуществляться только на основе проектно-сметной документации.

Работы по капитальному ремонту зданий и сооружений должны проводиться в плановом порядке один раз в 5-20 лет (в зависимости от капитальности зданий и условий их эксплуатации).