II. Экономические методы управления.
Являются методами косвенного воздействия и базируются на материальных интересах людей. Задача этих методов состоит в том, чтобы создать такие предпосылки, которые заставили бы фирмы и предприятия, их подразделения выбрать такое направление своей деятельности, которое было бы выгодно как государству, так и фирме в целом или создать предпосылки для исполнителей выполнять порученную работу с бoльшим эффектом.
Экономические методы можно подразделить по виду их воздействия на две группы:
1. Экономическое воздействие государства на производственные и коммерческие структуры. К которым относят:
а) методы прямого воздействия. Это проявляется через процесс государственного регулирования ценообразования, через политику доходов в виде замораживания роста цен и зарплаты, ограничение на изменение показателей в кредитно-денежной системе, использование квот и других методы воздействия.
По сути это неэкономические меры, которые подразумевают прямое вмешательство государства в функционирование рыночного механизма.
б) косвенные воздействия государства. Сюда относятся все мероприятия финансовой и кредитно-денежной политики государства, такие как: налоги, субсидии, стимулирование экспорта и импорта, воздействие на валютный рынок и другие методы.
Это экономические методы управления рынком.
2. Экономические методы, стимулирующие деятельность внутри фирмы, предприятия. Они подразделяются на:
а) коммерческий расчет.
Один из важнейших методов хозяйствования, направленный на соизмерение затрат и результатов, обеспечения прибыльности производства, для обеспечения рентабельности, распределение финансовых вложений и размещение производства, для обеспечения финансирования и кредитования, для развития технологий, для обеспечения политики, приобретения предприятий, изменения структуры капитальных вложений.
б) внутрифирменный расчет.
Выступает как новый метод хозяйствования и регулирует экономические отношения между отдельными подразделениями как самостоятельными единицами производственной деятельности. Хозяйственные отношения между подразделениями строятся на основе условно-расчетных (трансфертных) отношений.
в) цены и механизм ценообразования.
В этом механизме отражаются все стороны экономического действия субъектов рыночных отношений. Этот вид воздействия включает в себя определение уровня цены, расчета с потребителями продукции
г) финансовая политика и ее составляющие.
Финансовые инструменты: распределение и перераспределение прибыли, финансирование и кредитование различных видов деятельности, обоснование финансовых операций.