Общая теория конфликта Кеннет Боулдинга

Кеннет Эварт Боулдинг (англ. Kenneth Ewart Boulding; 18 января 1910, Ливерпуль— 18 марта 1993) — американский экономист, социолог и поэт английского происхождения. Учился в Оксфорде, работал в Эдинбургском университете. Американское гражданство получил в 1968 г. В США служил в Мичиганском и Колорадском университетах, в Стэнфорде; некоторое время работал в Международном христианском университете (Токио). Президент Американской экономической ассоциации (1968). Лауреат медали Джона Бейтса Кларка (1949).

[править]Основные произведения

· «Экономический анализ» (Economic Analysis, 1941)

· «Реконструкция экономической теории» (A Reconstruction of Economics, 1950)

Среди концепций, претендующих на универсальное применение, важное место занимает "общая теория конфликта" американского социолога Боулдинга, изложенная в его книге "Конфликт и защита. Общая теория" (1963 г.). Все конфликты, по его мнению, имеют общие элементы и общие образцы развития. Поэтому знание "общей теории конфликта" позволяет общественным силам контролировать любой специфический конфликт, управлять им, прогнозировать его последствия.

Вот основные положения этой концепции. ^ Конфликт неотделим от общественной жизни. В самой природе человека лежит его стремление к постоянной вражде и борьбе с себе подобными, к эскалации насилия. Конфликт Боулдинг определяет как ситуацию, в которой стороны осознают несовместимость своих позиций, и каждая из сторон стремится занять позицию, противоположную интересам другой.

В то же время конфликты являются таким видом социального взаимодействия, когда стороны осознают как своё противостояние, так и своё отношение к нему. Они сознательно организуются, разрабатывая стратегию и тактику борьбы. Но всё это не исключает того, что конфликты можно и нужно преодолевать, или, по крайней мере, существенно ограничивать.

Он рассматривает два аспекта социального конфликта – статический и динамический. В статическом аспектеанализируются стороны, участвующие в конфликте, и отношения между ними. Поскольку в качестве противоборствующих сторон могут выступать отдельные личности, организации, группы (этнические, религиозные, профессиональные, возрастные и т.д.), конфликты могут подразделяться на личностные, организационные и групповые.

В динамическом аспектеБоулдинг рассматривает интересы сторон как побудительные силы в конфликтном поведении людей. Он определяет динамику конфликта как процесс, складывающийся из совокупности реакций противоборствующих сторон на внешние стимулы. Все общественные столкновения являются "реактивными процессами". Например, механизм зарождения и нарастания любви совершенно аналогичен такому явлению, как гонка вооружения, которая, как и война, является реактивным процессом.

Таким образом, Боулдинг усматривает сущность социального конфликта в неких стереотипных реакциях человека. Он полагает, что всякий конфликт можно попытаться преодолеть и разрешить, соответствующим образом манипулируя раздражителями путём изменения реакций, ценностей и влечений индивидов, не прибегая к радикальному изменению самого общественного строя.

Конфликтология развивалась в основном на Западе. Зарубежные учёные далеко продвинулись в разработке теории социального конфликта. Такие аспекты, как возникновение и причины, ход развития, методы разрешения и последствия, представлены в виде чётких моделей. Широкое распространение и эффективное использование концепций социального конфликта в странах Запада обусловлены тем, что эти концепции в своей основе затрагивают насущные интересы людей, их непосредственные нужды. Конфликтология, например в США, стала одной из авторитетных общественных наук, превратилась в теорию регуляции конфликтов, владения конфликтной ситуацией. Её практическая направленность состоит в формировании общественного сознания с целью регулирования, трансформации конфликтов.

Наши обществоведы пока не предложили целостной теории конфликта. Хотя начало изучению положено рядом учёных.

^ Выявлены общие подходы:

 

1.
Конфликт рассматривается скорее как норма, чем как патология, т.е. они были, есть и будут. Надо учиться ими управлять, вырабатывать навыки работы с конфликтом.

2.
Конфликт признан одним из главных двигателей и условий общественного прогресса.