Многоквартирное коммерческое жилье за пределами центра

В последние годы, особенно в послекризисное время, строительство жилья в столице находится на подъеме, заметно потеснив офисное строительство, не говоря уже обо всех остальных разделах. Не вдаваясь в специфические и весьма неоднозначные вопросы реализации недвижимости, обсуждение возникающих в отечественной градостроительной практике социально-функциональных перекосов, которые вряд ли можно объяснить лишь редкостной переменчивостью местных рыночных обстоятельств и т.п., в предложенной подборке остановимся на проблемах многоквартирного коммерческого жилья в крупном городе - как высшей пробы, так и имеющего в качестве своего адресата средний класс. Именно этот активно развивающийся сектор жилищного строительства - претерпел в 1990-е гг. разительные изменения - типологические, конструктивные, образные, оказываясь для архитекторов весьма привлекательной и перспективной темой. Мы попытались предъявить по возможности максимально широкий спектр решений в стилевом, конструктивно-технологическом (монолит, кирпич, панельное домостроение и пр.), архитектурно-планировочном (ширококорпусные, башенные и магистральные дома, жилые группы с набором летних помещений, учреждений торгового и обслуживающего профиля и др.) отношении, хотя все представленные объекты вынесены за пределы городского центра, в большинстве своем являя собой примеры уплотнения и качественного совершенствования среды жилых районов, сформировавшихся в основном в эпоху массового индустриального домостроения. За всеми этими работами стоят как государственные проектные институты, так и частные архитектурные мастерские, что отражает нынешнюю профессиональную диспозицию. Перед нами - немыслимая еще пять-семь лет назад палитра, обусловленная кардинальной сменой и диверсификацией социального заказа, снятием шор с архитектурного творчества, лихорадочным освоением новых строительных материалов и технологий - отечественных и зарубежных. Итоговый разброс иллюстрирует динамизм и принципиальную незавершенность процесса становления как образа, так и содержимого многоквартирного жилого дома, предназначенного для обеспеченных слоев общества.

~

К сожалению, налицо ряд негативных обстоятельств, характеризующих современную практику коммерческого жилищного строительства. Прежде всего это продолжающийся с советских времен произвол со стороны инвестора, подрядчика, впоследствии - жильцов дома, нередко имеющий своим следствием вопиющее нарушение авторских прав архитектора. Так появляются всевозможные надстройки, пристройки и выгороди на эксплуатируемой кровле, самочинно, вопреки пожарным нормам, остекленные - для пущего комфорта - тамбуры-шлюзы при входе в здание, мрамор, гранит, «золото» и ковровые дорожки в вестибюлях и холлах, вынесенные на главный фасад кондиционеры различных габаритов и модификаций и пр. И это при том, что большинство этих объектов занимает градостроительно значимые точки в структуре столичного города, претендуя на роль местных доминант, и относится к высшей (либо достаточно высокой) категории социальной престижности. Другое упущение – связано с постоянной корректировкой и видоизменением социально-функциональной программы и соответственно - архитектурного проекта уже в процессе строительства, что оказывается следствием беспрецедентной текучести рыночной конъюнктуры, беспрерывных колебаний инвестиционного климата, нескончаемых перемен и перестановок в списках будущих жильцов. В результате в подземной части зданий внезапно под конец строительного цикла, возникают реабилитационные комплексы с набором помещений по высшему разряду - от фитнес-центров с бассейнами и саунами до биллиардных и залов игровых автоматов - с потолками 2 м в свету, петляющими узкими коридорами-лазами, беспрестанными спусками-подъемами, появляются встроенно-пристроенные кафе-бары, заново нарезаются многоуровневые квартиры на верхних этажах, регулярно перекраиваются подземные автостоянки и т.п. Оба вышеупомянутых неприглядных факта, разумеется, имеют место и в строительной практике зарубежных, в том числе архитектурно развитых, стран, однако не в таком объеме и не столь удручающе последовательно.

Впрочем, в ходе эксплуатации обнаруживаются и отрадные моменты. Так, в вестибюлях, на лестницах, в лифтах рецензируемых зданий нам не встретились привычные похабные надписи и игривые граффити, выщербленные углы у стен, оплавившиеся пластмассовые кнопки и дверные ручки, разбитые плафоны и закопченные лампочки и прочие хорошо известные проявления бытового вандализма. Возможно, это следствие бдительности местного секьюрити или специфических особенностей заселившегося контингента. Этот поразительный конгломерат достоинств и недостатков, плюсов и минусов, достижений и досадных промахов, очевидных в современной архитектуре жилья - причем, следует подчеркнуть, в его лучшей, достойной представления, части, отражает бесконечную сумятицу нашей повседневной жизни, не устоявшейся и далекой от чаемой лабильности, где вчерашнее и завтрашнее причудливо переплетаются, образуя фантасмагорический образ российской действительности рубежа столетий...