Американские проекты создания информационной супермагистрали
В 1993 г. правительство США выпустило доклад с планами развития национальной информационной инфраструктуры (НИИ) (Agenda for Action). Для изучения проблем, связанных с построением НИИ, была создана Рабочая группа по Информационной Инфраструктуре (Information Infrastructure Task Force).
Было предложено 9 руководящих принципов:
- поощрение частных инвестиций;
- концепция универсального доступа;
- помощь в технологических инновациях;
- обеспечение интерактивного доступа;
- защита личной жизни, безопасности и надежности сетей;
- улучшенное управление спектром радиочастот;
- защита прав интеллектуальной собственности;
- координация государственных усилий;
- обеспечение доступа к государственной информации. (Information Superhighway: An Overview of Technology Challenges, Report to the USA Congress, 1995).
Правительство США сделало развитие НИИ и глобальной информационной инфраструктуры (ГИИ) приоритетами своей политики.
Как главный источник капитала и экспертов, частный сектор должен, в ответ на запросы рынка определить, какие технологии развивать, установить стандарты, развивать новые услуги и продукты. Государство, со своей стороны, может облегчить эти процессы путем принятия соответствующих законов и административного регулирования. Государство также может обеспечить лидерство в этих областях с помощью поддержки испытаний новых технологий, способствуя переносу технологий в частный сектор, путем создания и развития приложений, которые поддерживают операции государства и распространяют государственную информацию. Государству рекомендуется действовать по следующим направлениям (The Global Information Infrastructure: Agenda for Cooperation. R.Brown, L.Irving, A.Prabhakar, S.Katzen. 1995):
1. Поощрение частных инвестиций:
- устранять барьеры на пути частных инвестиций, придерживаться политики, которая способствует инвестиционным инициативам в телекоммуникационном и информационном рынках;
- применяемые законы и правила регулирования должны быть доступными, разумными и не дискриминирующими;
- взаимодействие с международными финансовыми институтами, в частности Всемирным банком и региональными банками развития для привлечения частного и государственного капитала.
2. Отмеченно, что конкуренция приводит к положительным результатам: сети постоянно внедряют новые технологии, пользователи имеют больший выбор услугу и более низкие цены, поставщики услуг более внимательно относятся к нуждам клиентов, низкие цены стимулируют использование телекоммуникаций. Правда, в области обычной телефонии как конкуренция, так и иностранные инвестиции традиционно ограничиваются. Однако конкуренция все же растет на многих рынках, особенно в таких странах, как Австралия, Канада, Чили, Япония, Великобритания и США. Все чаще страны, обладающие монополией на рынке коммуникаций, задаются вопросом, могут ли они конкурировать на международном рынке. Рекомендуемые действия государства:
- увеличение конкуренции на местном, национальном и международном уровнях;
- оценка мер по либерализации рынка и конкуренции в других странах;
- постоянная работа по устранению барьеров на пути развития конкуренции;
- поощрение новичков на рынке путем борьбы с антиконкурентным поведением со стороны фирм, которые доминируют на рынках.
3. Достижение целей глобального информационного рынка требует от правительства действий по обеспечению всем поставщикам информационных услуг доступа к оборудованию, сетям и сетевым услугам на не дискриманационной основе и за низкую цену. С помощью обеспечения доступа к сетям государство обеспечивает конкуренцию и в результате существенно увеличивается число информационных услуг, доступных потребителям.
В сотрудничестве с частным сектором государство может улучшить возможности доступа к сетям и обеспечить широкий выбор различных услуг. При этом процесс установления единых стандартов должен быть открытым и происходить с участием больших групп заинтересованных производителей.
4. Оптимальное административное и законодательное регулирование должно:
- определить цели и задачи, которые должны регулироваться законом, включая обеспечение конкуренции;
- быть достаточно гибким, чтобы позволить внедрить новые услуги и технологии без внесения дополнительных поправок в законодательство;
- делегировать широкие полномочия органу регулирования, независимому от национального оператора;
- установить открытый процесс участия заинтересованных сторон в написании правил регулирования;
- направлять создание свободного рыночного доступа, основанного на недискриминационных принципах.
Независимо от модели регулирования в правилах должны быть четко прописаны права старых и новых операторов. Новички должны быть защищены от того, чтобы доминирующие на рынке операторы мешали развитию свободной конкуренции.