Если грузовой помощник при погрузке воды не обнаружит, а в порту выгрузки вода появилась, то ответственность за обводнение ложится на судно.
Наличие воды определяется стальной рулеткой (или подвесным футштоком) на конце которой прикрепляется либо водочувствительная бумага, либо паста.
После проверки наличия воды производят обычный контроль уровня груза, необходимый для расчета количества груза.
Количество груза (ориентировочно) можно оценить по измерениям осадки. Более точное определение количества груза производится по измерениям уровня, плотности и температуры грузов, используя калибровочные таблицы, рассчитанные заводом-строителем.
Определенные таким образом объемы груза в каждом танке суммируют, куда включают также объем груза, оставшегося в грузовом трубопроводе.
Плотность груза рассчитывают с учетом отклонения температуры от нормальной (+20°С, или +15°С в некоторых документах и странах). Если перевозятся грузы разной плотности (или температуры груза в разных танках различны) определяют средневзвешенную плотность груза.
Весь расчет количества груза вносится в специальный акт с указанием номеров танков и параметров груза, составленный в 5-ти экземплярах и подписывается представителями судовладельца, грузоотправителя и капитаном.
При расчетах количества груза следует учитывать поправки пустот на дифферент, так как калибровочные таблицы составлены для ровного киля.