Разработка тематики, содержания и форм взаимодействия с родителями.

На основе выделенных трудностей в семейном воспитании продумать тематику общения с родителями, формы взаимодействия с ними. Самостоятельно разработать содержание одной из форм работы с родителями.

Рекомендуется продумать и оформить содержание уголка для родителей по выявленной проблеме. При оценке обратить внимание на достижение поставленных задач, содержательность, логичность, наличие практического материала, эстетику оформления.

Пример распределения форм и тематики общения с родителями по интеллектуальному развитию детей.

1. Общее родительское собрание. Познакомить родителей с сущностью приоритетного направления ДОУ, обсудить с педагогами и другими специалистами, работающими там, «визитную карточку» учреждения. Кратко и доступно раскрыть суть Программы, по которой работает учреждение, задачи, стоящие перед ним. Можно познакомить родителей с результатами проведенной диагностики психического развития детей.

2. «Круглый стол» по проблеме интеллектуального развития дошкольников. В нем принимают участие старший воспитатель, психолог, воспитатели групп и другие специалисты. Участники свободно общаются друг с другом. Можно определить тему заседания «Круглого стола», например, «Ознакомление с окружающим миром — первая ступень умственного воспитания дошкольников» или «Развитие памяти у детей». Темой подобных заседаний могут быть такие, как «Развитие любознательности у дошкольников», «Развитие речи», «Специальная готовность детей к школе», «Роль дидактической игры в умственном развитии детей» и др. Такие заседания можно провести в каждой из возрастных групп, ставя акценты на задачах программы, по которой работает ДОУ. Целесообразно использовать такие методы, как постановка дискуссионных вопросов, анализ педагогических ситуаций, сообщения специалистов по проблеме, обмен опытом родителей, ответы на их вопросы специалистов. Здесь же можно показать родителям открытое (или в видеозаписи) занятие с детьми, организовать выставку литературы для детей и родителей по проблеме. Предлагается раскрыть родителям сущность обучения дошкольников, его специфику, которая заключается в использовании игровых приемов. В качестве наглядности хорошо открытое занятие для родителей с детьми или же видеоматериалы фрагментов занятий по математике, развитию речи и др., следует обратить внимание на дидактический материал, методы обучения детей, сюрпризные моменты на занятиях и т.д.

3. Наглядные формы работы с родителями включают подготовку памяток, папок-передвижек, материала на стендах, фотовыставки и др. Например, можно подготовить для родителей в письменном виде показатели умственного развития детей по возрастам или предложить наглядный материал, на формирование памяти, внимания, воображения, мышления, а также варианты проведения дидактических игр с детьми.

4. Консультации могут быть устными и письменными, плановыми и неплановыми, т.е. стихийно возникающими по инициативе одной из сторон. Тематика консультаций разнообразная, например, «Развитие представлений об окружающем», «Способы получения ребенком знаний», «Развитие инициативы детей». Письменные (заочные) консультации удобны тем, что у педагога есть время подготовиться к освещению проблемы, выявить потребности родителей в знаниях. Так, готовится ящичек или конвертик для вопросов родителей с изображенным на нем вопросительным знаком, в который родители опускают записки с вопросами. Педагог обрабатывает «почту», готовит ответы на интересующие вопросы в разной форме, например, информации на стенде «Консультация по вашей просьбе», «Спрашивали — отвечаем» или «Вечер вопросов и ответов».

5. Дискуссия по проблеме умственного воспитания. Такую дискуссию хорошо провести с родителями подготовительной группы, заранее пригласив специалистов: учителей начальных классов, психолога, воспитателей подготовительной группы. Можно использовать такие методы, как постановка спорных вопросов, ознакомление родителей с результатами тестирования детей, предоставление слова специалистам, анализ педагогических ситуаций. Рекомендуется проведение дискуссий по аналогии с телевизионными «Ток-шоу»: например, разделить участников на две группы; первая — те, кто считает, что умственное развитие ребенка — это умение читать, писать, считать; вторая — родители с противоположной точкой зрения. Главное — это всестороннее развитие ребенка, его познавательная активность. Необходимо дать возможность высказаться представителям противоположных мнений, предоставить слово специалисту, аргументировать правильную точку зрения. Для повышения интереса слушателей к проблеме можно привести в качестве примера высказывания детей, продукты детского творчества, видеоролики и др. В конце подвести итог.

Дискуссии можно проводить на различные темы, например, «Роль книги в развитии ребенка», «Семья на пороге школьной жизни», «Возможности семьи в речевом развитии ребенка» и др. Конспекты подробно описаны в книге Е.П. Арнаутовой «Педагог и семья».

6. «Устные журналы». Эта форма может проводиться регулярно с заданными рубриками, имеющими место в том или ином журнале. Например, «Советы специалиста», «Эго интересно знать», «Говорят дети», «Чем и как занять ребенка» и др.; рубрики наполняются педагогическим содержанием по теме. Например, советы может дать психолог, физиолог, врач и другие специалисты. В «Устном журнале» освещаются актуальные проблемы интеллектуального развития, ребенка. Главное — сделать эти встречи неформальными, а заинтересовать родителей, отвечать на волнующие их вопросы, не увлекаться теорией вопроса, а преподносить материал убедительно, доступно, опираясь на их опыт.