Взгляд 2. Митр. Сергий как агента НКВД. Операция «Послушники».

Ответом может стать то, что митр. Сергий действительно работал тайно на разведку НКВД. На словах обличая Сергия Страгородского, и поддерживая нацистов, он таким образом, скрывал свою принадлежность к разведке СССР. Так, выглядит весьма странным факт того, что еще 5 июня 1941 года Воскресенский на правах экзарха Прибалтики собрал представителей духовенства Риги и публично заявил о своём статусе послушника митрополита Сергия (Страгородского), чем вызвал всеобщее недовольство. Однако, уже 12 ноября в “Заметках о положении Православной Церкви в Остланде” он пишет о том, что церковь никогда не примирялась с советской безбожной властью, подчинившись ей только внешне, и готова, при необходимости, призвать русский народ к восстанию.

По версии того, что митр Сергий был агентом НКВД, он по заданию СССР, должен был легализоваться в Риге. Когда немцы захватили Ригу, митрополит Сергей покинул свое укрытие, конспиративную квартиру НКВД. В гестапо тут же поступило множество доносов от местного населения: "Сергию Воскресенскому доверять нельзя. Он – агент большевиков". Экзарха три дня допрашивали в гестапо и неожиданно отпустили. Знали бы они: лично Сталин разрешил Сергию выступать с любыми обличениями большевистской власти, лишь бы немцы поверили ему. В то страшное время даже близкие люди не догадывались, что сотрудничество митрополита Сергия с врагами не предательство, а особая миссия или, точнее, часть операции советской разведки "Послушники".

Город Псков немцы превратили в настоящий форпост на западе Советского Союза. В гостинице "Октябрьская" располагался штаб Северного фронта. Гарнизон города насчитывал 20 тысяч солдат и офицеров. В иные дни в городе находилось до 70 тысяч немецких военнослужащих. В бывшем здании Дома советов немцы разместили военно-полевую комендатуру, школу Абвера и гестапо. И здесь, под самым у них носом, в городе советской разведке удалось организовать тщательно законспирированное подполье. Именно для связи с подпольщиками сюда направлялись Михась, Васько и радистка Вера.

Псков стал основной базой Абвера на северо-западе. Здесь работала крупная разведшкола, и именно отсюда перебрасывались в советский тыл шпионы и диверсанты. Одна из таких групп зимой 1942 года направилась в район Куйбышева. Ее задача – установить связь с якобы существующим там подпольем. Но благодаря информации послушников все 12 шпионов были захвачены СМЕРШем. Радистов перевербовали, и они начали радиоигру уже против немцев.[3]

Итак, Сергию Воскресенскому удалось создать из надежных людей псковской миссии настоящую резидентуру. Внешне он поддерживал оккупантов, но ему было прекрасно известно: в рейхсканцелярии уже давно утвержден план "Ост", по которому многие его соотечественники должны быть либо уничтожены, либо угнаны в Германию. Мог ли он смириться с этим?

Духовная паства псковской миссии – это около двух миллионов местных жителей, а еще сотни тысяч русских военнопленных, размещенных здесь же, в лагерях, в нечеловеческих условиях, в грязи, прямо под открытым небом. У себя на родине они уже объявлены предателями, даже те, кто не успел вступить в бой. В такой обстановке Сергий Воскресенский создал на оккупированных землях 200 приходов, в которых в разное время служили 175 священников. Он помогал одеждой и медикаментами лагерям военнопленных, спасал от голодной смерти детей-сирот, печатал газеты и журналы и делал много еще чего. Каково ему было проповедовать среди людей, одни из которых считали его пособником оккупантов, а другие - врагом советской власти? А Сергий как будто не понимал, с какими страшными людьми он затеял игру. Хотя кто знает, что творилось в его душе? Внешне он всячески поощрял действия оккупантов, за что многие его осуждали и даже ненавидели.

Он обладал удивительным влиянием не только на свою паству. Ему верили коллеги по миссии, священники порой абсолютно противоположных взглядов его уважали. И не удивительно, что поручение, полученное от Сергия Воскресенского, со смирением выполнял любой батюшка. По его личной просьбе разведчиков, нашедших спасение в Псково-Печерской обители, встречал один и тот же человек – монах Симеон. Именно он укрыл прибывших в обитель двух мнимых иподьяконов с новой радисткой Верой, которые должны были наладить потерянную связь Сергия Воскресенского с Москвой.

Вера стала доверенным лицом экзарха, и митрополит всячески старался обеспечить ее безопасность. Радистку Веру священники прятали в подземельях Псково-Печерского монастыря. Обитель – самое удобное место для развертывания передатчика. Антенну для маломощных радиостанций нужно было устанавливать на высоте, и колокольня служила для этого наилучшим образом.

Операция "Послушники" успешно продолжалась. Немцы так и не смогли захватить наших разведчиков, которые при малейшей опасности успевали скрыться в глубине пещер. Их шифровки подтверждали: Гитлер поверил, что для Сталина важнейшая задача – защита Москвы. Дезинформация из Куйбышева сыграла свою роль. В Куйбышеве местные умельцы создали и ночами передвигали огромные платформы, на которых стояли муляжи танков, орудий и прочей техники. Воздушная разведка вовремя и очень аккуратно информировала, что из Куйбышева идут железнодорожные перевозки техники, солдат, танков в сторону Москвы.

Таким образом, псковская обитель в годы войны стала укрытием для многих разведчиков. Помогали им те, кто, возможно, и не догадывался о секретных операциях советской разведки.

Трудно представить также, чтобы деятельность Сергия Младшего оставалась без ведома Сергия "старшего". Деятельность Сергия "младшего", почти неизвестная Регельсону, и опубликованные за границей его свидетельства об условиях работы Московского Синода в 30-х годах, в котором митр. Сергий (Воскресенский) активно участвовал, также очень важны для окончательной исторической оценки роли Местоблюстителя в жизни Русской Церкви.