Силикатный клей

Чаше всего применялся в смеси с казеином. Так, он был опробован в 1931 году для укрепления росписей в церкви Нередицы и росписей Андрея Рублева в Успенском соборе во Владимире, однако был отвергнут, как не давший положительных результатов. Чистый силикатный клей, или калиевое жидкое стекло, советские реставраторы пытались внедрить в начале 30–х годов взамен легко загнивающих природных органических клеев, при этом руководствовались неорганической природой материала, совершенно не приняв во внимание его резко выраженные щелочные свойства. О применении водного раствора калиевого стекла для укрепления стенных росписей упоминают Д. И. Киплик в книге "Техника живописи" (14) и Е. А. Домбровская в статье "О заболеваниях древней фресковой живописи и методах ее реставрации". "Появление белого налета, — пишет она, -… вероятно, было вызвано выщелачиванием водорастворимого кремнекислого калия в результате испарения воды из кладки и штукатурки" (15)

Поиски новых материалов в начале 30–х годов не ограничились казеином и кремнекислым калием, тогда же были опробованы и отвергнуты, как не давшие нужных результатов, шеллак, ацетатный клей (вероятно, ацетат целлюлозы) и альбуминовый клей.