Испытание на время № 5: упражнение «Дорожная карта»

 

Это упражнение займет у вас меньше восьми минут. Вы выполните предварительный просмотр главы «День 6-й. Выбрасываем желтый флаг». Надеемся, что вам удастся понять ее суть, не читая целиком. Пожалуйста, прочитайте инструкции, прежде чем переходить к упражнению.

1. Взяв секундомер или часы с секундной стрелкой, приготовьтесь засечь пять минут.

2. Начните предварительный просмотр с быстрого чтения заголовка, затем вступления (первый или несколько первых абзацев). Не забывайте использовать стратегии быстрого чтения. Когда вы решите, что прочли достаточный объем текста из вступительной части, прекращайте ее чтение.

3. Продолжайте, читая первые предложения абзацев.

4. Быстро продвигаясь по пути, проложенному автором, обращайте внимание на такие ключи, как иллюстрации, буллиты, жирный шрифт и курсив.

5. Читая, не забывайте о своей задаче: за пять минут постараться выявить план автора. Если вы закончите раньше пяти минут, округлите свое время в сторону ближайшего десятка. Например, 3 минуты 17 секунд будут считаться как 3 минуты 20 секунд.

6. Когда пять минут истекут, остановитесь. Не расстраивайтесь, если не успели дойти до конца.

 

Проверка понимания

Не глядя в прочитанный текст, подберите к приведенным ниже утверждениям верные варианты: «Правда» (П), «Ложь» (Л), «Не обсуждалось» (Н). Постарайтесь догадаться, если вы не уверены.

__ 1. Внимательный читатель критично относится к тексту.

__ 2. По-настоящему критичные читатели ищут в тексте только негативные моменты или то, что им не нравится.

__ 3. Есть пять основных категорий вопросов, которые вы можете мысленно задать себе, пока читаете.

__ 4. В этой главе автор вовлекает читателя в критический диалог.

__ 5. Критически настроенные люди становятся хорошими критическими читателями.

__ 6. В нашем мире больше фактов, чем мнений.

__ 7. Когда автор разворачивает свою мысль, он может использовать другие слова в обоснование своей позиции.

__ 8. Слово может иметь разные значения в зависимости от того, как его использовать.

__ 9. Чтение слова за словом гарантирует вам, что вы не пропустите ни одного, даже маленького важного слова.

__ 10. Критичные читатели – быстрые читатели.

 

Теперь оцените, сколько, по вашему мнению, вы дали правильных ответов.

7. Посчитайте количество прочитанных слов за минуту предварительного просмотра. Сверьте данные своего времени с таблицей «Слова за минуту» для предварительного просмотра главы «День 6-й» в конце книги. Затем занесите полученный результат в таблицу «Мой прогресс». Подумайте, ведь вы не читали каждое слово, что способствует более быстрому чтению. Если вы сравните полученные в ходе этого упражнения результаты с предыдущими, то, возможно, будете приятно удивлены тем, как быстро вы можете читать, лишь немного (или совсем ничего) теряя в понимании текста. Учась делать предварительный просмотр, вы учитесь находить самый важный материал.

8. Проверьте свои ответы в конце книги. Занесите оценку своего понимания в процентах в таблицу «Мой прогресс» в конце книги.

9. Теперь подумайте, как бы вы ответили на следующие вопросы:

• Вы поняли больше, чем предполагали?

• Сколько страниц вы успели прочитать?

• Вы смогли понять замысел автора?

• Вы испытывали искушение читать все подряд? Если да, то почему?

• Вы почувствовали, что более активно вовлечены в процесс чтения?

• Вы вернулись бы к тексту, чтобы прочитать его подробнее, или считаете, что получили достаточно информации?

• Если бы вы вернулись к тексту, чтобы прочитать его подробнее, изменилась бы ваша стратегия чтения? Вы бы читали быстрее? Вы бы поняли текст лучше?

 

Вероятно, предложенный тест-драйв предварительного просмотра был вам не очень приятен. Это все равно что во время игры в гольф или теннис вы стали бы разучивать абсолютно новый удар и на первых порах выполняли его механически и неуверенно. Вас может беспокоить понимание текста. Вначале это скорее упражнение для глаз, чем тренировка понимания. Но если ваш взгляд может выхватывать из текста и читать только ключевую информацию, придет и понимание.

Поэкспериментируйте с предварительным просмотром на нехудожественной литературе из вашей стопки «Прочитать». Помните, что он может не только стать заменой детальному чтению, но и выступать в качестве введения или обзора материала. Довольно скоро, потренировавшись использовать предварительный просмотр, вы почувствуете, что вам стало легче справляться с текстом и эффективнее его читать. Вы будете удивляться, как же раньше обходились без этого метода.