Этапы работы над музыкальным произведением на уроке
По высказыванию Б.Л.Яворского, сначала – эмоциональное восприятие музыки, затем – детальный разбор произведения. Этапы работы на уроке:
Вступительное слово, исполнение произведения, т.е. знакомство с произведением. В качестве вступительного слова можно использовать следующие формы работы:
− беседа о произведении, авторах, исполнителях;
− использование ассоциаций музыкальному образу;
− вокализация основных тем сочинения;
− не давая названия произведения, предложить после прослушивания назвать сочинение (затем сравнить в ходе анализа с авторским названием);
− не давая названия произведения, исполнить его в движении, тем самым отражая жанр музыки).
Анализ произведения (восприятие отдельных эпизодов сочинения, концентрация внимания на средствах выразительности, сравнение с уже известными музыкальными произведениями).
Повторное восприятие на данном уроке с учётом проведённого анализа, микрообобщение.
Восприятие на последующих уроках в сравнении с новым музыкальным произведением.
Воросы и задания
1. Показать, в чём сложность процесса восприятия музыкального произведения и какова его роль в воспитании музыкальной культуры школьников.
2. Рассмотреть средства активизации эмоционального общения с музыкальным произведением на уроке.
3. Раскрыть значение слушания на уроке музыки.
4. Выявить особенности художественно-педагогического анализа музыкального произведения на уроке.
5. Прокомментировать реализацию дидактических принципов в процессе анализа музыкального произведения.
Контрольный тест:
Проанализировать следующие определения анализа музыкального произведения и выбрать наиболее точное:
Художественно-педагогический анализ – это:
1. пересказ содержания музыкального произведения;
2. выявление отдельных элементов произведения вне их связи с другими;
3. освоение образа произведения через осознание средств музыкальной выразительности;
4. перечень элементов музыкального языка.
Самостоятельная работа
1. Подобрать вокальный и инструментальный музыкальный материал урока, в задачу которого входит знакомство с формами: рондо, вариации.
2. Продумать вступительную беседу для ознакомления школьников с сонатной формой на примере 40-й симфонии В.Моцарта ( использовать также вопросную форму беседы и возможность участия ответов школьников).
3. Подготовить литературные и живописные произведения, которые усиливают эмоциональное восприятие миниатюр В.Салманова «Утро в лесу и «Вечер».
4. Сформулировать вопросы анализа романса С.Рахманинова на стихи К.Бальмонта, подтверждающие единение музыки и поэтического текста вокального сочинения.
Примерная тематика внеаудиторных занятий
1. Предложить план работы над изучением произведений, содержащих контрастные образы (например, Ф.Шопен «Вальс» cis-moll и Д.Шостакович «Вальс-шутка», Ф.Шопен «Прелюдии» №7 и №20).
2. Представить план работы над произведением современного автора (Э.Денисов, С.Губайдулина, С.Слонимский, Р.Щедрин, А.Шнитке).
3. Составить план работы над миниатюрой, содержание которой является:
-музыкальный пейзаж
-образ знакомого литературного персонажа
-духовное песнопение.
4. Сформулировать вопросы и предполагаемые ответы детей к сцене таяния Снегурочки из оперы Н.Римского-Корсакова «Снегурочка».
Примерные вопросы (студентка 4 курса Гламаздина Е. – ученики школы 1277 ):
Учитель: Что мы знаем о Снегурочке?
Дети: Снегурочка – сказочное существо, дочь Мороза и Весны, молодая девушка, очень весёлая и игривая. Она услышала людское песни, полюбила их и пришла жить среди людей.
У. Какой была Снегурочка в начале оперы Н.Римского-Корсакова?
Д. Очень хрупкая, нежная, сказочная и холодная.
У. Какие чувства Вы испытали, услышав музыку прощания Снегурочки с жизнью?
Д. Нам жалко расставаться со Снегурочкой, а Снегурочка благодарит Мать Весну за то, что смогла испытать горячее чувство любви. Она восторгается и тает от любви.
У. Почему Снегурочка выбирает Любовь, а не Жизнь, понимая , что познав любовь, она погибнет?
Д. Снегурочка понимает, что жить без любви больше не сможет – её любовь может заменить целую жизнь.
У. Сможете ли Вы объяснить решение Весны подарить дочери Снегурочке любовь, обрекая её тем самым на гибель?
Д. Дар Весны – это закон природы. «Всё живое любить должно». Любовь для Снегурочки – это не гибель, а обретение жизни.
У. Какие интонации этой сцены произвели на Вас особое впечатление?
Д. Трогательное прощание с жизнью, восхищение в голосе Снегурочки. Музыка звучала то нежно, мягко, то взволнованно. Голосу помогал оркестр. Вначале его исполнение было прозрачным, ласковым, затем - красочным. В конце сцены - едва слышные слова жителей Берендеева царства, поражённых исчезновением Снегурочки, звучание арфы – ручеёк, который остался от Снегурочки.
У. В чём же сила этой красочной сказочной музыки?
Д. Музыка правдиво показывает нам природу, смену времё года, природные явления и чувства человека.
У. Как Вы думаете, чему нас учит опера?
Д. Учит любоваться красотой природы, музыки, красотой песен, человеческих чувств. И не только любоваться, но и беречь их.
Приложение: вопросы к разбору музыкального произведения
1. При каких жизненных ситуациях могла бы звучать эта музыка.
2. О каких событиях рассказывает музыка.
3. Черты характера человека, выраженные в музыке, настроения, чувства.
4. Мысли, идеи, воплощённые в музыке.
5. Изобразительность в музыке.
6. Жанровые особенности музыки.
7. Интонационно-образная основа произведения, интонационное развитие, музыкальный образ.
8. Средства музыкальной выразительности: характер движения мелодии, темп, окраска звучания, динамика, тембр, характер сопровождения, форма.
Учебная практика
Наблюдение, анализ методов, средств, форм организации слушания на уроке.
Педагогическое наблюдение за отбором содержания данного вида деятельности.
Наблюдение за планированием, оценкой результатов работы по развитию музыкально-познавательных способностей детей.
Анализ исполнения музыкального репертуара.
Производственная практика
Планирование, организация и проведение слушания на уроке музыки.
Анализ, самоанализ работы по развитию музыкально-познавательной деятельности школьников, обсуждение результатов с сокурсниками и педагогическими работниками, разработка предложений по совершенствованию и коррекции слушательской деятельности детей.
Исполнение произведений педагогического репертуара.