СРЕДСТВА ПОЖАРОТУШЕНИЯ НА ТАНКЕРАХ.

Под стационарной системой пожаротушения понимается совокупность связанных с корпусом судна трубопроводов, механизмов, аппаратов, приборов и устройств, обеспечивающих хранение, транспортирование к помещениям и распределение в них огнетушащей среды с целью ликвидации возникшего пожара.

По виду огнетушащей среды стационарные системы пожаротушения подразделяются на системы:


- водяного пожаротушения;

- воздушно-пенного пожаротушения;

- пожаротушения парами легкоиспаряющихся жидкостей;

- порошкового пожаротушения;

- парового пожаротушения;

- газового пожаротушения.


На танкерах для защиты от пожара грузовых танков применяется одна из систем пожаротушения:


- распыленной водой;

- пеной низкой кратности;

- пеной средней кратности;

- водяным паром (редко);

- твердыми порошками (в последнее время).


В дополнение к стандартным системам на судах применяются огнетушители –автономные установки пожаротушения с ручным способом приведения в действие (обычно переносные), заряженные пенообразователем, углекислотой, порошком или другими огнетушащими веществами.

Водяная пожарная система состоит из:


• стационарных пожарных насосов;

• приемных и напорных трубопроводов с арматурой;

• пожарных кранов;

• ручных пожарных стволов с пожарными рукавами;

• стационарных лафетных пожарных стволов.


На танкерах водяная пожарная система обеспечивает подачу забортной воды: в систему воздушно-механического пенотушения и орошения палубы трапов и выходов из МКО, на обмыв якорных цепей, для мытья палуб и т.п.

Принципиальная схема водяной пожарной системы на танкере приведена на рис.3.1.

Рис.3.1. Принципиальная схема водяной пожарной системы танкера.


1 - кингстон;

2 - фильтр;

3 - пожарный насос;

4 - кингстонная магистраль;

5 - палубная пожарная магистраль;

6 - сдвоенные пожарные краны;

7 - аварийный пожарный насос;

8 – манометр.


Система пенного пожаротушения для грузовых танков включает носовую и кормовую станции пенотушения, в которых установлены ёмкости для хранения пенообразователя, трубопроводы и арматура. В качестве магистрального трубопровода системы пенотушения используется иногда магистральный трубопровод водопожарной системы. На палубе устанавливают лафетные стволы (см.рис.3.3) на расстоянии не более 75% дальности полета струи пены от ствола. У каждого лафетного ствола предусматривают сдвоенные пожарные краны, такие же сдвоенные краны устанавливают вдоль судна на расстоянии не более 20 м друг от друга. Рис.3.3. Лафетный ствол системы пенотушения.

Рис.3.2. Схема системы пожаротушения пеной средней кратности.

1 - трубопровод от станции пенотушения;

2 - трубопровод от пожарного водяного тушения;

3 - палубный трубопровод пенотушения;

4 - пожарные краны для подсоединения генераторов пены средней кратности;

5 - лафетный пеноводяной ствол;

6 - запорный клапан для отключения поврежденного участка трубопровода.

В системах пенотушения средней кратности вместо лафетных стволов используют специальные ручные пеногенераторы. Так как длина струи у пеногенератора невелика (6-10м), то используют специальные удлинители, к которым можно присоединять 2-3 пеногенератора. Такие удлинители должны иметь опору на колесах для передвижения их по палубе. При использовании этой системы лафетные стволы являются вспомогательными средствами, от которых судовладелец может отказаться с разрешения PC. Расчет запасов пенообразователя и выбор элементов систем пенотушения осуществляется в соответствии с рекомендациями Регистра. Принципиальная схема системы пенотушения приведена на рис.3.2.

Принцип действия углекислотной системы пожаротушения, а также системы тушения парами легкоиспаряющихся жидкостей можно найти в любой литературе по противопожарной безопасности и поэтому в настоящем пособии они не рассматриваются.

Системы тушения твердыми порошками, несмотря на их высокую эффективность еще не нашли широкого распространения на танкерах из-за дороговизны систем для больших танкеров. Используются только палубные установки порошкового тушения.