СРЕДСТВА ПОЖАРОТУШЕНИЯ НА ТАНКЕРАХ.
Под стационарной системой пожаротушения понимается совокупность связанных с корпусом судна трубопроводов, механизмов, аппаратов, приборов и устройств, обеспечивающих хранение, транспортирование к помещениям и распределение в них огнетушащей среды с целью ликвидации возникшего пожара.
По виду огнетушащей среды стационарные системы пожаротушения подразделяются на системы:
- водяного пожаротушения;
- воздушно-пенного пожаротушения;
- пожаротушения парами легкоиспаряющихся жидкостей;
- порошкового пожаротушения;
- парового пожаротушения;
- газового пожаротушения.
На танкерах для защиты от пожара грузовых танков применяется одна из систем пожаротушения:
- распыленной водой;
- пеной низкой кратности;
- пеной средней кратности;
- водяным паром (редко);
- твердыми порошками (в последнее время).
В дополнение к стандартным системам на судах применяются огнетушители –автономные установки пожаротушения с ручным способом приведения в действие (обычно переносные), заряженные пенообразователем, углекислотой, порошком или другими огнетушащими веществами.
Водяная пожарная система состоит из:
• стационарных пожарных насосов;
• приемных и напорных трубопроводов с арматурой;
• пожарных кранов;
• ручных пожарных стволов с пожарными рукавами;
• стационарных лафетных пожарных стволов.
На танкерах водяная пожарная система обеспечивает подачу забортной воды: в систему воздушно-механического пенотушения и орошения палубы трапов и выходов из МКО, на обмыв якорных цепей, для мытья палуб и т.п.
Принципиальная схема водяной пожарной системы на танкере приведена на рис.3.1.
Рис.3.1. Принципиальная схема водяной пожарной системы танкера.
1 - кингстон;
2 - фильтр;
3 - пожарный насос;
4 - кингстонная магистраль;
5 - палубная пожарная магистраль;
6 - сдвоенные пожарные краны;
7 - аварийный пожарный насос;
8 – манометр.
Система пенного пожаротушения для грузовых танков включает носовую и кормовую станции пенотушения, в которых установлены ёмкости для хранения пенообразователя, трубопроводы и арматура. В качестве магистрального трубопровода системы пенотушения используется иногда магистральный трубопровод водопожарной системы. На палубе устанавливают лафетные стволы (см.рис.3.3) на расстоянии не более 75% дальности полета струи пены от ствола. У каждого лафетного ствола предусматривают сдвоенные пожарные краны, такие же сдвоенные краны устанавливают вдоль судна на расстоянии не более 20 м друг от друга. Рис.3.3. Лафетный ствол системы пенотушения.
Рис.3.2. Схема системы пожаротушения пеной средней кратности.
1 - трубопровод от станции пенотушения;
2 - трубопровод от пожарного водяного тушения;
3 - палубный трубопровод пенотушения;
4 - пожарные краны для подсоединения генераторов пены средней кратности;
5 - лафетный пеноводяной ствол;
6 - запорный клапан для отключения поврежденного участка трубопровода.
В системах пенотушения средней кратности вместо лафетных стволов используют специальные ручные пеногенераторы. Так как длина струи у пеногенератора невелика (6-10м), то используют специальные удлинители, к которым можно присоединять 2-3 пеногенератора. Такие удлинители должны иметь опору на колесах для передвижения их по палубе. При использовании этой системы лафетные стволы являются вспомогательными средствами, от которых судовладелец может отказаться с разрешения PC. Расчет запасов пенообразователя и выбор элементов систем пенотушения осуществляется в соответствии с рекомендациями Регистра. Принципиальная схема системы пенотушения приведена на рис.3.2.
Принцип действия углекислотной системы пожаротушения, а также системы тушения парами легкоиспаряющихся жидкостей можно найти в любой литературе по противопожарной безопасности и поэтому в настоящем пособии они не рассматриваются.
Системы тушения твердыми порошками, несмотря на их высокую эффективность еще не нашли широкого распространения на танкерах из-за дороговизны систем для больших танкеров. Используются только палубные установки порошкового тушения.