Готовность к школе — что это такое?

 

Ю.Жихарева, Москва

 

Современная действительность предъявляет высокие требования к взрослому человеку. Но требования рас­тут и к ребенку — будущему полноправ­ному члену общества. В первую очередь, это касается школьного образования. Мало определить ребенка в хорошую школу, надо еще сделать так, чтобы он умел получать знания, которые ему там дают. То есть надо подготовить ребенка к школе. Раньше этот вопрос решался проще — большинство родителей и учи­телей считали, что серьезную работу по овладению знаниями, умениями, навы­ками следует начинать в первом классе. Сейчас все усложнилось. Школы наби­рают детей в первый класс только после предварительного собеседования или те­стирования, которое помогает опытным учителям и психологам выявить умения и способности будущих учеников. Обя­зательное условие зачисления — послоговое чтение и письмо печатными буква­ми, счетные операции в пределах десяти или даже двадцати, обширные знания об окружающем мире. Проверяют умение решать логические задачи, внимание, память, работоспособность. Экзаменовка становится серьезной стрессовой си­туацией для всей семьи. Понятно, что к такому испытанию ребенка надо гото­вить заранее.

Но это лишь один аспект проблемы. Другой состоит в том, что усложняющи­еся школьные программы и непосредст­венно школьное обучение ставят семи­летнего ребенка в очень жесткие рамки. Обучение в школе кардинально меняет всю его жизнь: свою самооценку и от­ношения со взрослыми и сверстниками. Он становится личностью, учеником, основная деятельность которого — по­лучение знаний, а не игра, как раньше. Теперь уже и окружающие предъявляют ему совсем иные требования. Достойно пройти все эти испытания без специаль­ной подготовки очень сложно. Боль­шинство родителей это понимают, но не всегда правильно представляют, что входит в понятие «психологическая го­товность» к школе. Умственная готов­ность детей к школе — важный компо­нент подготовки к обучению в школе, но далеко не единственный. Не менее важны физическая, речевая и мотивационная готовность, готовность эмоцио­нально-волевой сферы и готовность к общению с одноклассниками и учителя­ми. Умственная готовность определяет­ся познаниями ребенка об окружающем мире: о живой и неживой природе (на­пример, умение назвать детенышей жи­вотных), о некоторых социальных явле­ниях (например, рассказать о праздни­ке Дня города Москвы) и систематизированностью этих представлений. Про­веряется также уровень развития позна­вательных процессов: внимания, памя­ти, восприятия, мышления. У ребенка должны быть сформированы предпо­сылки учебной деятельности: умение принять задание, проанализировать его, выбрать способы решения, спланиро­вать последовательность выполнения и оценить результат выполненного зада­ния. Названные умения — это обяза­тельные условия любой деятельности человека, и их формирование происхо­дит во всех видах детской деятельности: в игре, труде, рисовании, лепке, танцах

В 7 лет ребенок должен владеть элемен­тарными учебными навыками: производить звуковой анализ слова, находить первый и последний звук в слове, называть по по­рядку все звуки в слове, делить слово на слоги, определять количество звуков и слогов в слове.

—вычислительные навыки: уметь про­изводить операции сложения и вычи­тания в пределах десяти в уме.

—готовность руки к письму: уметь пра­вильно держать карандаш, видеть клетку в тетради, проводить задан­ные линии, копировать рисунки и фигуры.

Умственной подготовкой ребенка к школе заняты воспитатели в детских са­дах, педагоги--дефектологи, психологи и учителя начальных классов. Кроме того, сейчас издано много книг, посвященных этому вопросу, так что при желании ро­дители сами могут подготовить детей к первому классу.

Речевая готовность к школе подразуме­вает правильное произношение всех зву­ков родного языка, навыки словообразо­вания и грамматически верного оформ­ления высказываний, умение связно рас­сказывать и пересказывать. Над этим обычно работают воспитатели и дефек­тологии, в частности, логопеды. Речевые проблемы у детей лучше разрешить как раз до поступления в школу по ряду при­чин. Во-первых, дошкольный возраст — самое благоприятное время для коррек­ции недостатков, поскольку психика де­тей этого возраста восприимчива к раз­ным педагогическим воздействиям. Поз­же восприимчивость снижается и, как следствие, менее успешной становится работа логопеда. Во-вторых, своевремен­но нескорректированные речевые нару­шения могут повлечь за собой новые, а именно: нарушения письма и чтения.

Большое значение для успешного обу­чения в школе имеет физическое состо­яние ребенка. Чтобы выдержать до кон­ца все школьные уроки и выполнить по­том все домашние задания, не снижая уровня внимания, памяти и мышления, нужны физические и психические силы.

И позаботиться об этом надо заранее, иначе адапционный период в 1 классе и дальнейшая учеба будут прерываться бо­лезнями, сопровождаться дальнейшими нервными срывами и плохой успеваемо­стью. Физическое здоровье играет глав­ную роль в формировании психики ре­бенка. Именно для детского возраста справедливо выражение; «В здоровом теле — здоровый дух». Поэтому родите­лям лучше делать акцент не на интеллек­туальное развитие 5—6-лстних детей, из­нуряя их изучением английского языка (это можно быстро восполнить в 7—9 лет), а уделять больше внимания физи­ческой подготовке: лечебно-профилак­тической физкультуре, плаванию, секци­ям, занятиям в детском саду и дома. Это касается прежде всего ослабленных, ча­сто болеющих детей и детей с повышен­ной нервной возбудимостью. Выявить последних помогут психоневрологи, психологи, дошкольные дефектологи, отчасти, воспитатели. У таких детей на­блюдаются различные нарушения пове­дения, неадекватные реакции в разных ситуациях (например, у ребенка слезят­ся глаза от волнения, при общении с но­вым «страшным» человеком, при выпол­нении сложного задания).

Для безболезненного перехода к школьной жизни ребенок должен иметь соответствующий уровень навыков само­обслуживания. Родители могут упустить это из виду. А между тем первоклассник должен уметь самостоятельно одеваться, завязывать шнурки, аккуратно есть, сле­дить за своим внешним видом и за своими естественными потребностями (например, вовремя попроситься в туалет). Возника­ющие на этой почве проблемы угнетающе действуют на ребенка, портят его отноше­ния с одноклассниками, вызывают нега­тивное отношение к нему учителя — и все это отрицательно сказывается на общем желании учиться и ходить в школу.

Решать подобные проблема должны сами родители и лишь в крайнем случае обратиться за помощью к воспитателям. Мотивационная готовность к школе — это желание учиться, стремление к общественно значимой деятельности, к новой социальной позиции: быть школьником. Без такой мотивации все знания и уме­ния ребенка будут невостребованными. Формирование школьной мотивации происходит в детских играх, на занятиях с педагогами, в общении со взрослыми и сверстниками. В итоге ребенок накап­ливает и по-своему перерабатывает све­дения о школьной жизни, заранее про­бует себя в роли школьника. Родители должны помочь ему: побеседовать о предстоящей школьной жизни, сходить вместе в будущую школу, рассказать о своей учебе в школе и т.д. От эмоцио­нально-волевой сферы ребенка зависят формирование личности и достижение успеха в жизни в целом и в частности в школе. Первоклассник должен уметь ре­гулировать свое поведение в сложных ситуациях, связанных с напряжением и переживанием, что актуально и для взрослого. Основные показатели эмоцио­нально-волевой готовности — определен­ная степень сформированности произ­вольных (т.е. целенаправленных) психи­ческих процессов: внимания, памяти, мышления; умение преодолевать по­сильные трудности; навыки самостоя­тельной работы; быстрый темп работы; овладение основными правилами пове­дения; умение правильно оценить свою работу, найти и исправить свою ошибку. Эти качества развиваются у детей во всех видах их деятельности под чутким на­блюдением взрослых, когда требования, похвала и порицание своевременны и заслуженны. Для исследования и диагно­стирования этого аспекта накоплен об­ширный практический материал, с кото­рым работают психологи, дефектологи и родители. Психологическая готовность к школе — это также и умение ребенка выстраивать взаимоотношения со свер­стниками и учителями. У него должна быть сформирована потребность обще­ния со взрослыми и другими детьми. Поэтому вызывают беспокойство замк­нутые, необщительные, тихие дети, ко­торые до 6-7 лет с трудом контактируют с незнакомыми людьми, предпочитают играть одни, а не в компании ребят. В таких случаях лучше проконсультировать­ся с психологом. Остальные дети в кол­лективных играх, на занятиях в детском саду и других местах, в общении с родны­ми и близкими приобретают к 7 годам не­обходимые умения согласовывать свои действия с действиями сверстников, под­чиняясь правилам (например, правилам игры) и общей обстановке (например, об­становке занятия, где уже не до игры), и слушаться учителя, входить в новый кол­лектив, общаться с новыми людьми.

Готовность к школе — вопрос серьез­ный. На первый взгляд, все очень слож­но, но стоит напомнить, что на эту под­готовку у ребенка и его родителей есть целых 7 лет, что фактически все это вре­мя он живет и развивается для того, что­бы в 7 лет пойти в школу, так же как в 17 лет вся его предыдущая жизнь будет подготовкой к институту.

И напоследок хочу сказать родителям: не бойтесь обращаться за помощью к педагогам и другим специалистам даже при малейшем подозрении на неблаго­получие вашего ребенка. Лучше лишний раз убедиться, что ваши опасения на­прасны, чем потом упрекать себя в без­деятельности и неумышленном нанесе­нии вреда своему ребенку.